АНПОО Национальный социально-педагогический колледж
Рейтинг: 5
Ежедневно 9:00 - 17:00 по Москве
Звонок по России бесплатный
Заказать звонок
Заказать звонок
Оставьте свои контакты в форме ниже.
Наш специалист свяжется с вами:
  • Главная
  • Новости
  • 45 лет среди малышей: интервью с заведующей детским садом Сваловой Альфией Халимовной

45 лет среди малышей: интервью с заведующей детским садом Сваловой Альфией Халимовной

Встречайте: заведующая детским садом и преподаватель Национального социально-педагогического колледжа Свалова Альфия Халимовна. Она рассказала о радостях и сложностях работы воспитателя и о возможностях, которые ждут выпускников колледжа в мире детского образования. 

Это интервью — не только оглядка на десятилетия, проведенные в педагогике, но и источник вдохновения для тех, кто только начинает свой путь в благородной профессии.

Время чтения — 12 минут.

Расскажите кратко о себе: ваш стаж, образование, профессиональные достижения

Мой стаж работы в системе дошкольного образования — 45 лет. Все эти годы работаю в системе дошкольного образования Артемовского городского округа.

В 1986 году окончила Шадринский государственный педагогический институт. Специальность: «Педагогика и психология (дошкольная)». Квалификация: «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию». 

В 2015 году окончила ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург. Направление подготовки: 38.04.02 Менеджмент. Квалификация: магистр.

В 2024 году получила дополнительное профессиональное образование и квалификацию «Бизнес-тренер».

Реализовала управленческие проекты: 

  • по изменению организационной структуры дошкольной образовательной организации в условиях реорганизации учреждений путем объединения,
  • развитию системы дополнительного образования дошкольников,
  • созданию личностно-развивающей образовательной среды для всех участников образовательного процесса;
  • формированию корпоративной культуры в образовательной организации.

Делюсь своим опытом и знаниями с педагогами дошкольных образовательных учреждений Артемовского городского округа. Являюсь инициатором и организатором мероприятий, направленных на повышение компетентности и статуса педагогов в Артемовском городском округе:

  • 2022 г. — Муниципальный форум для педагогов ДОО Артемовского городского округа «Летучий корабль».
  • 2023 г. — Межмуниципальный форум для педагогов и управленческих команд ДОО Свердловской области “Все зависит от нас самих”.
  • 2023 г. — Фестиваль педагогических коллективов ДОО Артемовского городского округа.
  • 2024 г. — Межмуниципальный форум для управленческих команд ДОО Свердловской области «Искусство управлять».

Когда и почему решили связать свою жизнь с дошкольной педагогикой?

В то время, когда я оканчивала школу, престиж профессии учителя был достаточно высок. А мне нравилось писать сочинения, играть в школьном театре, организовывать разные мероприятия в школе, и мама посоветовала идти в образование. Я очень прислушивалась к ее мнению, безусловно доверяла ее жизненному опыту.


С какой должности в детском саду начинался ваш педагогический путь? Кем работаете сейчас и чем занимаетесь?

Я начала трудовую деятельность в должности воспитателя детского сада. Будучи музыкальным руководителем, в мае 2011 г. была назначена на должность заведующего Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад-центр развития ребенка № 32».

Свою работу основываю на корпоративном стиле управления, который включает личностно-ориентированный подход к деятельности каждого сотрудника по достижению им максимальных результатов. За эти годы удалось сформировать и вырастить достаточно сильную управленческую команду, способную внедрять в образовательный процесс инновационные методики и технологии, представлять опыт работы на разных уровнях.

Руковожу структурным подразделением «Центр психолого-педагогической, диагностической, консультационной помощи детям до 3-х лет “Служба ранней помощи”». Большое внимание уделяю организации коррекционной работы с детьми раннего возраста, проживающими на территории Артемовского городского округа.


Кто может прийти в детсад работать воспитателем?

Воспитателем может работать любой человек, у которого есть педагогическое образование. Его можно получить в колледже или вузе. Еще можно пройти профпереподготовку по дошкольному образованию на базе среднего профессионального или высшего образования.


Берут ли в сады студентов и выпускников колледжей? На какие должности?

Да, в детский сад может устроиться студент или выпускник колледжа на должность младшего воспитателя или воспитателя. Например, в том детском саду, где я работаю, сейчас трудятся студенты третьего курса.


Какие требования предъявляет к современному воспитателю работодатель?

Для работодателя важно, чтобы воспитатель:

  • стремился работать и развиваться;
  • имел развитый эмоциональный интеллект и грамотную речь;
  • был ответственным, коммуникабельным, искренним и активным.

Такой воспитатель легко найдет общий язык с детьми и их родителями, создаст комфортную атмосферу в группе, будет любим и уважаем своими воспитанниками.


А чего ждут родители от воспитателя? Ведь это человек, с которым их ребенок будет проводить большую часть времени.

Родители ожидают от воспитателя следующего:

  • Забота о ребенке. Воспитатель должен обеспечивать безопасность и благополучие детей, следить за их здоровьем, гигиеной и питанием. Он должен уметь общаться с детьми, понимать их потребности и интересы, развивать их способности и таланты.
  • Забота о родителях. Воспитатель должен понимать и уважать родительские заботы и тревоги, быть готов отвечать на вопросы родителей, давать им советы и рекомендации по воспитанию и развитию ребенка. Нужно быть доступным для общения.
  • Информирование о деятельности ребенка в течение дня. Воспитатель должен регулярно сообщать родителям об успехах и трудностях ребенка, его поведении и взаимодействии с другими детьми. Это поможет родителям лучше понять своего ребенка и участвовать в его развитии.


Как относятся к воспитателям с дипломом колледжа? Есть ли предпочтения по диплому?

В детских садах отлично относятся к воспитателям с дипломом колледжа. Он подтверждает, что воспитатель прошел специальную подготовку и получил образование в области педагогики и детской психологии.

Студенты колледжей проходят практику в детских садах. Выпускники часто лучше знают методики и имеют больше опыта работы с детьми разных возрастных групп, что позволяет им лучше понимать потребности каждого ребенка и эффективно решать возникающие проблемы.


Какие сложности поджидают начинающего воспитателя в саду?

Начинающего воспитателя поджидают такие трудности:

  • Взаимодействие с родителями воспитанников: иногда родители не воспринимают молодого воспитателя как педагога.
  • Профессиональные трудности: недостаток опыта, необходимость адаптироваться в профессии.
  • Несовпадение представления о профессии с реальной ситуацией. В нашей профессии нет черного и белого. Здесь целый коктейль разнообразных задач и их решений.


Кто и как помогает ему справляться с ними? Как проходит адаптация нового воспитателя на месте?

Помогает руководитель, старший воспитатель, коллеги, адекватные родители.

Руководитель помогает найти наставника, старший воспитатель разрабатывает индивидуальную траекторию развития педагога, родители помогают выстраивать отношения с коллективом, а коллеги делятся опытом.


В чем вы видите плюсы и минусы работы воспитателем в саду?

Работать воспитателем безумно интересно, даже если ты 45 лет в этой теме. Это постоянное развитие, новые люди, новые проекты и проблемы, которые интересно решать. Главное — это результат, который ты видишь. Результат заключается в успехах детей. И это не только участие в конкурсах и уровень готовности к школе. Это, прежде всего, уверенность ребенка в себе, развитая способность быть социально адаптивным в любой среде. 

Минусов в работе воспитателя не вижу. Может, мне повезло, но я до сих пор каждое утро иду на работу с удовольствием, с ожиданием новых интересных встреч, ярких эмоций и новых идей для того, чтобы наполнить не только свою жизнь, но и жизнь окружающих радостью, успехом и удовлетворением.


Как может расти воспитатель горизонтально, т. е. без повышения в должности? Какие возможности для этого дает детсад и система образования?

Вот какие возможности горизонтального роста есть у воспитателя:

  • Аттестоваться по должности «воспитатель-методист», «воспитатель-наставник»
  • Стать участником рабочей группы по разработке программы развития учреждения или других управленческих проектов.
  • Стать участником инновационной площадки и транслировать свой опыт по выбранному направлению.
  • Стать активным участником, затем руководителем методического объединения.


Какие возможности для этого дает детский сад и система образования?

Горизонтальный рост воспитателя возможен благодаря командной работе коллектива и заинтересованности руководителя в развитии учреждения и своих сотрудников.

Поддержка педагогов может быть в разной форме: финансовая — через доплаты, повышение квалификации через участие в проектах выше уровня ДОО, оплата курсов повышения квалификации или переподготовки, перевод на должности узких специалистов.


Какие есть в саду позиции, кроме воспитателя, на которые можно устроиться после колледжа?

Какие еще должности доступны выпускнику колледжа:

  • Тьютор: сопровождение детей с ОВЗ.
  • Музыкальный руководитель: музыкальное развитие детей, организация и проведение праздников.
  • Инструктор по физической культуре: утренняя гимнастика, занятия, праздники и развлечения спортивного характера, спортивные соревнования, ГТО.
  • Педагог дополнительного образования: помогает детям раскрыть творческий потенциал. В нашей ДОО он помогает детям осваивать шахматы и основы робототехники, реализует разные программы дополнительного образования. Но могут быть и другие программы — это зависит от содержания образовательной программы ДОО.


А теперь давайте про вертикальный рост. На какие более высокие должности может претендовать воспитатель и при каких условиях?

Воспитатель может расти вертикально — стать методистом, старшим воспитателем, замдиректора или директором. Для этого нужно получить высшее образование и иметь стаж работы не менее пяти лет. Это формально.

Главное — уметь коммуницировать с людьми, быть хорошим психологом. Важно быть мобильным, гибким и смелым в реализации своих проектов. Жить по принципу «Вижу цель — не вижу препятствий».


Детский сад помогает воспитателям достигать этих более высоких должностей? Каким образом?

Сейчас в образовании особенно чувствуется кадровый голод. В управлении организацией — тоже. Чтобы помочь перспективным воспитателям расти и развиваться, отправляем учиться заочно в вуз.Работает система целевых обучений.

Создан кадровый резерв, привлекаем к работе в управленческой команде.

В состав резерва входят педагоги, активно проявляющие себя в разного рода управленческих проектах, обладающие потенциалом руководителя, но пока без опыта управленческой деятельности.


Что нужно делать воспитателю, который хочет со временем «дорасти» до управляющей позиции? В каких активностях участвовать и какие навыки в себе развивать?

Чтобы занять управляющую должность, воспитателю важно участвовать в рабочих группах по реализации разных проектов ДОО, в городских методических объединениях и мероприятиях регионального уровня.

Еще важно развивать такие навыки:

  • гибкость;
  • лидерство;
  • самообразование;
  • принятие решений;
  • обучение и развитие;
  • управление стрессом;
  • выход из зоны комфорта;
  • управление конфликтами;
  • рациональное использование времени;
  • мотивация: умение вдохновлять и стимулировать сотрудников к достижению общих целей;
  • сотрудничество: способность создавать благоприятную атмосферу для совместной работы;
  • коммуникативные навыки: умение общаться с коллегами и подчиненными, слушать и понимать их потребности.


На ваш взгляд, какие есть плюсы и минусы в управленческой работе в детском саду? 

Среди плюсов — реализация интересных для себя проектов и возможность создать условия для развития коллег и максимального раскрытия потенциала ребенка. Еще возможность влиять на будущее. А нам всем придется жить в обществе, которое мы сейчас формируем.

Минусы — отсутствие свободного времени, работа в многозадачном режиме, отчетность. Но если работает слаженная команда, то минусы улетучиваются.


Куда можно расти дальше после директора в системе образования? Какой дальнейший путь развития возможен для самых амбициозных педагогов?

Можно передавать свой опыт другим. Например, на данный момент у меня такой богатый опыт, что пришла пора им делиться. Поэтому окончила курсы бизнес-тренера. Интересно преподавание, причем не в традиционной форме. 

Профессия педагога настолько многогранна, что приобретенные опыт и знания можно использовать не только в личной жизни, но и в других профессиях. Если есть желание и определенные таланты, можно найти и вырастить себя в других сферах и на разных уровнях.


Какой совет вы бы дали тем, кто хочет стать воспитателем?

Помните, что работа в дошкольном образовании безумно интересная, нешаблонная, творческая и в то же время крайне ответственная. Развивайтесь каждый день.

Никогда не останавливайтесь на достигнутом и продолжайте двигаться вперед. Только так вы сможете достичь успеха в своей профессии и стать лучшим воспитателем для своих подопечных.
Подберем программу среднего профессионального образования
БЕСПЛАТНО!
Ответьте всего на 4 вопроса
Получить консультацию
Оставьте свои контакты в форме ниже.
Наш специалист свяжется с вами:
Подайте заявку прямо сейчас

Мы подскажем, какая программа подойдет Вам лучше всего!

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике