АНПОО Национальный социально-педагогический колледж
Рейтинг: 5
Ежедневно 9:00 - 17:00 по Москве
Звонок по России бесплатный
Заказать звонок
Заказать звонок
Оставьте свои контакты в форме ниже.
Наш специалист свяжется с вами:
  • Главная
  • Новости
  • Беседа с экспертом. Логопед-дефектолог Учувадова Ирина Олеговна рассказывает о работе в сфере речевой коррекции

Беседа с экспертом. Логопед-дефектолог Учувадова Ирина Олеговна рассказывает о работе в сфере речевой коррекции

В современном мире, где коммуникация играет ключевую роль, профессия логопеда становится все более значимой. Один из таких специалистов поделился своим опытом и секретами успешной работы. Представляем вашему вниманию интервью с преподавателем колледжа Учувадовой Ириной Олеговной, которая посвятила свою жизнь помощи людям с речевыми проблемами.

Время чтения — 13 минут.

Расскажите кратко о себе: ваш стаж, образование, профессиональные достижения.

Я выросла в Москве, здесь получила и получаю образованию, работаю, живу.Логопед-дефектолог Учувадова Ирина Олеговна

У меня четыре высших образования:

  • Окончила Московский экономико-финансовый институт по специальности «Банковское дело» и стала экономистом.
  • Затем пришла в мир детской педагогики и психологии. В Московском педагогическом государственном университете получила профессию «учителя-логопеда».
  • В Московском университете имени С.Ю. Витте стала бакалавром психологии.
  • Получила степень магистра дефектологии в Первом Московском государственном медицинском университете имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Сейчас в планах написание и защита кандидатской диссертации.

Теория всегда соседствует с практикой в моей профессиональной деятельности. Более 10 лет работаю как логопед-дефектолог и педагог-психолог, методолог.

Расскажите, что и на каких специальностях вы преподаете в НСПК?

В НСПК я преподаю теорию и методику развития речи, основы логопедии и другие дисциплины, связанные с развитием речи у детей. Являюсь научным руководителем у выпускников колледжа. Записала цикл лекций для студентов, изучающих логопедию.

Чем занимаетесь, помимо преподавания в колледже? С детьми какого возраста и в каких направлениях вы работаете?

Помимо преподавания в колледже, я работаю логопедом-дефектологом в частной Монтессори-школе в Москве. Еще веду частную практику как логопед-дефектолог и детский психолог.

Благодаря опыту и практике я провожу вебинары, записываю лекции и подкасты для высших учебных заведений. Сейчас очень удобно развивать свое дело — можно оформить самозанятость, это быстро и легко. Частные сады и школы тоже предпочитают сотрудничать со специалистами в рамках самозанятости. Занятия необязательно вести очно — большое количество семей выбирают онлайн-обучение.

Почему из всех направлений педагогики вы выбрали именно коррекционную и именно логопедию?

Когда я только начинала свою карьеру как педагог, готовила детей к школе. И у меня был ученик, которого я никак не могла научить читать. Не работали никакие известные мне педагогические методики. Я углубилась в эту проблему и выяснила, что нарушениями чтения занимается логопедия. А потом начала читать все больше и больше и поняла, что влюбилась в науку о речи, в логопедию. Поэтому пошла учиться на логопеда.

Что для вас значит работа в этом направлении, работа с детьми, которым нужна помощь?

Для меня это дело жизни. Когда к тебе приводят малыша, который не разговаривает, ты вкладываешь душу и обширные знания в занятия с ним, и он начинает говорить — это ощущение волшебства и понимание, что проживаешь свою жизнь не зря.

Как вы считаете, человеку с какими качествами подходит работа в логопедии и похожих направлениях?

На мой взгляд, человек должен любить учиться и искренне хотеть помочь детям. Почему? Потому что нет двух одинаковых детей.

Бывают случаи, которые ставят в тупик. И необходимо опять читать, изучать, консультироваться и образовываться, чтобы помочь ребенку. Такие случаи возникают у логопедов с любым стажем работы. А если человек равнодушен, то ребенок это очень быстро почувствует и контакт не сложится, помочь не получится.

Расскажите, чем занимается логопед? Что он должен уметь и знать, с детьми какого возраста работает?

Логопед может быть:

  • Учителем-логопедом. Он работает только с нормотипичными детьми и обладает ограниченными возможностями в коррекционном плане. Может поставить звуки ребенку, но не работает со сложными случаями — алалией, афазией, дизартрией.
  • Логопедом-дефектологом. Он обладает всеми механиками, теоретической и практической базой для работы с любыми детьми и с любыми видами нарушений речи.

Логопеду важно прекрасно знать нормы развития детей, их речи, нарушения речи и методики работы с ними. Часто логопеды получают дополнительное образование в направлении логомассажа.

Логопед обычно работает с детьми от 2 лет и до бесконечности. Но бывают исключения: сейчас активно развивается логопедия раннего возраста.

Логопеды работают не только с детьми, но и со взрослыми. Афазия, распад речи происходит вследствие инсультов, сотрясений головного мозга из-за ДТП и других повреждений головного мозга. И здесь тоже может помочь логопед.

Логопедом можно быть только с высшим образованием — это так?

Да, для работы логопедом нужно высшее образование. Если оно непрофильное, то нужно пройти профпереподготовку по логопедическому направлению. Но в таком случае в качестве базового образования я бы рекомендовала педагогическое, потому что оно дает углубленные знания по дидактике, педагогическим подходам, детской психологии. Профпереподготовка направлена на получение узкоспециальных навыков. А если человек, например, метеоролог по высшему образованию, то ему очень сложно разобраться, что к чему.

Куда можно устроиться работать логопедом? Давайте разберем несколько вариантов: государственный детский сад или школа. Какое образование нужно иметь, как узнать о вакансии, как подать резюме?

В государственные детские сады и школы принимают, как правило, с дипломом бакалавра или магистра в логопедии (дефектологии), чуть менее охотно — с дипломом о переподготовке. Но все зависит от необходимости в кадрах конкретного учреждения.

О вакансиях часто можно узнать на сайтах школ или образовательных комплексов, на сайтах-агрегаторах вакансий. Резюме можно направить на электронную почту отдела кадров образовательного учреждения.

Чего ждут от логопедов частные центры допобразования и частные сады? Обращают ли внимание на уровень образования? Каких навыков и знаний требуют? Какой документ об образовании ждут?

Частные центры и сады, в первую очередь, ждут умений. Им важно, сможет ли логопед заниматься с разными нарушениями и с совсем маленькими детьми. Логопеду необходимо уметь контактировать с родителями маленьких учеников, донести до них важность занятий и рассказывать, как проходит занятие и какие результаты достигнуты.

Частная практика, работа на себя, репетиторство — как тут относятся к образованию заказчики? Что им важно в навыках репетитора?

В частной практике крайне редко интересуются образованием специалиста. Но родители ждут результатов. Увы, часто ждут их очень быстро. Кроме того, родителям важно, нравится ли занятие ребенку, есть ли у специалиста контакт с малышом.

Как выпускнику колледжа начать карьеру в логопедии? Кем и куда он может устроиться?

Выпускник колледжа может работать воспитателем логопедической группы или педагогом по работе с детьми с нарушениями речи. Работать сможет и в государственных, и в частных учреждениях.

Как можно развиваться дальше? Например, если поступить в вуз — что это даст? Или проходить курсы дополнительного образования — в чем их ценность?

Поступление в вуз дает глубокие и фундаментальные знания для работы со сложными случаями в логопедии, с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), синдором Дауна и т. д.

Курсы дополнительного образования, повышение квалификации в любом случае необходимо проходить специалистам с любым уровнем образования. Мы живем в очень динамичное время, часто меняются и законы, и методики — важно быть в курсе всех нововведений.

По вашему опыту, сложно ли начать частную практику логопеду? Стоит ли какое-то время поработать в организации? Или можно сразу выходить в мир репетиторства? Или вообще идеальный баланс — в совмещении двух видов деятельности? Почему?

Во время обучения специалист уже проходит педагогическую, производственную практику. Поэтому, на мой взгляд, можно не бояться брать учеников после получения диплома. Главное — серьезно относиться к учебе, по-настоящему получать знания.

Работа в организации позволяет получить советы у более опытных коллег. Но в современном мире есть большие возможности получить советы и с помощью онлайн-поддержки.

Я продолжаю работать и в организации, и в частной практике. Почему? Во-первых, это дает мне возможность видеть детей и актуализировать их речевые проблемы, чтобы качественно обучать студентов. Во-вторых, работа в организации и частная практика дают мне максимально гибкий график, так как у меня трое собственных детей.

Как начинающему логопеду найти клиентов? Может, у вас есть какие-то советы из вашего опыта, на каких площадках давать объявления? Что важно там указать, чтобы заинтересовать родителей?

Существует сайт Профи.ру. На мой взгляд, это самый известный сайт по подбору репетиторов. Еще можно вести свои соцсети, рассказывать о работе и об интересных играх — это все располагает родителей к сотрудничеству. Для родителей важен настрой педагога и его умения.

Какие бы вы дали советы по подготовке и проведению первых занятий? К чему готовиться начинающему специалисту, который раньше не вел частную практику? Как справиться с волнением? Как корректно общаться с родителями?

Пока специалист неопытен, важно полностью прописывать сценарий занятия, заранее готовить все материалы и обязательно проигрывать все игры. Дети очень непоседливы, они не будут ждать, пока специалист сверяется с книгой.

В логопедических занятиях очень важно, как логопед говорит, как вводит ребенка в игровой момент. Все необходимо отрепетировать. В этом случае и волнение уйдет, так как педагог будет готов.

Не стоит бояться, что малыш не будет слушаться или откажется выполнять задание. Это нормальный процесс, важно набраться терпения, и все получится. С родителями важно говорить открыто, обязательно указывать на положительные стороны ребенка и демонстрировать искреннее желание помочь.

Чему учит НСПК? Что может пригодиться в частной практике логопеду?

В НСПК замечательные дисциплины, помогающие выпускникам колледжа начать карьеру в работе с речью детей. Дисциплины по методике развития речи, теории и практике логопедии дают обширные теоретические и практические знания о правильной речи детей, о возможностях ее коррекции. Такие предметы преподают на трех специальностях НСПК — «Дошкольное образование, «Специальное дошкольное образование» и «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

На ваш взгляд, формат онлайн-занятий допустим в логопедии? Или лучше все уроки проводить очно? В каком формате работаете вы?

Для специалистов, делающих только первые шаги в логопедии, безусловно, необходимы очные занятия с учениками. Важно видеть вживую артикуляцию ребенка, понимать, есть ли у него сложности с речевым дыханием, есть ли спастика мышц, участвующих в артикуляции. В дальнейшем, безусловно, возможны и онлайн-занятия.

Я работаю в онлайн-формате с самого начала пандемии, с 2020 года. Тогда не было выбора, дети ждали, важно было продолжать работу. Со временем я поняла огромные плюсы такого формата — дети продолжают заниматься и летом, даже когда уезжают из города. Они любят интерактивные презентации и игры. Удобно заниматься с детьми друг за другом, не тратится время на дорогу. Конечно, такой формат подходит не всем деткам — малышам и ребятам с СДВГ трудно усидеть перед экраном. Но все же очень здорово, что такой формат есть.

Как начинающему логопеду без большого опыта установить справедливую цену на свои услуги? Как решиться поднимать цену по мере наработки опыта?

Я считаю, что опыт — это самая важная составляющая первых занятий. То есть, помимо денежного вознаграждения, начинающий логопед получает и другой вид вознаграждения — опыт. Далее, безусловно, стоимость важно повышать — ведь специалист старается, получает новые знания, тратится на материалы и оборудование. Это все необходимо включать в стоимость занятий и устанавливать новую цену. И нужно объяснять родителям, почему услуги стоят именно столько — ведь вы уже опытный специалист.

Сколько может зарабатывать начинающий логопед-репетитор? Можем посчитать исходя из средней стоимости за услугу и примерного числа детей, с которым комфортно работать?

Вилка стоимости логопедических услуг очень разнится. Важен возраст ребенка: занятия с малышами дороже, ведь с ними труднее. Еще важна сложность дефекта: одно дело — поставить один звук, другое — 10 звуков, либо запустить речь с 0.

Если говорить про Московский регион, то стоимость одного занятия с логопедом, пусть и начинающим, варьируется от 1000 до 1500 рублей. Как правило, комфортно одновременно иметь 10 учеников при условии 2 занятий в неделю с каждым учеником.

У логопеда очень сильная нагрузка на голосовой аппарат, и проводить больше четырех занятий в день сложно для голосовых связок.

А за счет чего логопед может увеличить заработок? Например, что дает право повышать стоимость на свои услуги?

Логопед может проводить курсы логопедического массажа. Кроме того, высокая стоимость у занятий по запуску речи неговорящих детей. Также повышается стоимость, если логопед работает с тяжелыми нарушениями речи — алалией, заиканием, дизартрией, афазией.

Повышается стоимость и у опытных логопедов. С опытом и актуальными знаниями логопед делает свою работу быстрее, что радует родителей.

Что бы вы посоветовали тем, кто только планирует выбрать коррекционную педагогику своей деятельностью?

Я бы посоветовала учиться как можно более старательно. Задавать вопросы, если что-то непонятно. Не переставать учиться и после окончания колледжа.

А какие советы дали бы тем, кто раздумывает над началом собственной практики?

Не раздумывайте, дерзайте! Берите учеников без оплаты, помогайте знакомым деткам. Ваше желание в сочетании со знаниями дадут прекрасные результаты.

Не бойтесь сомневаться. Сомневаетесь в способе коррекции — ищите другие способы, смотрите вебинары, обращайтесь за консультацией к более опытным коллегам. Руководствуйтесь принципом — «Не навреди».

Подберем программу среднего профессионального образования
БЕСПЛАТНО!
Ответьте всего на 4 вопроса
Получить консультацию
Оставьте свои контакты в форме ниже.
Наш специалист свяжется с вами:
Подайте заявку прямо сейчас

Мы подскажем, какая программа подойдет Вам лучше всего!

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике