Национальный
Социально-Педагогический
Колледж
В современном мире, где коммуникация играет ключевую роль, профессия логопеда становится все более значимой. Один из таких специалистов поделился своим опытом и секретами успешной работы. Представляем вашему вниманию интервью с преподавателем колледжа Учувадовой Ириной Олеговной, которая посвятила свою жизнь помощи людям с речевыми проблемами.
Время чтения — 13 минут.
Я выросла в Москве, здесь получила и получаю образованию, работаю, живу.
У меня четыре высших образования:
Сейчас в планах написание и защита кандидатской диссертации.
Теория всегда соседствует с практикой в моей профессиональной деятельности. Более 10 лет работаю как логопед-дефектолог и педагог-психолог, методолог.
В НСПК я преподаю теорию и методику развития речи, основы логопедии и другие дисциплины, связанные с развитием речи у детей. Являюсь научным руководителем у выпускников колледжа. Записала цикл лекций для студентов, изучающих логопедию.
Помимо преподавания в колледже, я работаю логопедом-дефектологом в частной Монтессори-школе в Москве. Еще веду частную практику как логопед-дефектолог и детский психолог.
Благодаря опыту и практике я провожу вебинары, записываю лекции и подкасты для высших учебных заведений. Сейчас очень удобно развивать свое дело — можно оформить самозанятость, это быстро и легко. Частные сады и школы тоже предпочитают сотрудничать со специалистами в рамках самозанятости. Занятия необязательно вести очно — большое количество семей выбирают онлайн-обучение.
Когда я только начинала свою карьеру как педагог, готовила детей к школе. И у меня был ученик, которого я никак не могла научить читать. Не работали никакие известные мне педагогические методики. Я углубилась в эту проблему и выяснила, что нарушениями чтения занимается логопедия. А потом начала читать все больше и больше и поняла, что влюбилась в науку о речи, в логопедию. Поэтому пошла учиться на логопеда.
Для меня это дело жизни. Когда к тебе приводят малыша, который не разговаривает, ты вкладываешь душу и обширные знания в занятия с ним, и он начинает говорить — это ощущение волшебства и понимание, что проживаешь свою жизнь не зря.
На мой взгляд, человек должен любить учиться и искренне хотеть помочь детям. Почему? Потому что нет двух одинаковых детей.
Бывают случаи, которые ставят в тупик. И необходимо опять читать, изучать, консультироваться и образовываться, чтобы помочь ребенку. Такие случаи возникают у логопедов с любым стажем работы. А если человек равнодушен, то ребенок это очень быстро почувствует и контакт не сложится, помочь не получится.
Логопед может быть:
Логопеду важно прекрасно знать нормы развития детей, их речи, нарушения речи и методики работы с ними. Часто логопеды получают дополнительное образование в направлении логомассажа.
Логопед обычно работает с детьми от 2 лет и до бесконечности. Но бывают исключения: сейчас активно развивается логопедия раннего возраста.
Логопеды работают не только с детьми, но и со взрослыми. Афазия, распад речи происходит вследствие инсультов, сотрясений головного мозга из-за ДТП и других повреждений головного мозга. И здесь тоже может помочь логопед.
Да, для работы логопедом нужно высшее образование. Если оно непрофильное, то нужно пройти профпереподготовку по логопедическому направлению. Но в таком случае в качестве базового образования я бы рекомендовала педагогическое, потому что оно дает углубленные знания по дидактике, педагогическим подходам, детской психологии. Профпереподготовка направлена на получение узкоспециальных навыков. А если человек, например, метеоролог по высшему образованию, то ему очень сложно разобраться, что к чему.
В государственные детские сады и школы принимают, как правило, с дипломом бакалавра или магистра в логопедии (дефектологии), чуть менее охотно — с дипломом о переподготовке. Но все зависит от необходимости в кадрах конкретного учреждения.
О вакансиях часто можно узнать на сайтах школ или образовательных комплексов, на сайтах-агрегаторах вакансий. Резюме можно направить на электронную почту отдела кадров образовательного учреждения.
Частные центры и сады, в первую очередь, ждут умений. Им важно, сможет ли логопед заниматься с разными нарушениями и с совсем маленькими детьми. Логопеду необходимо уметь контактировать с родителями маленьких учеников, донести до них важность занятий и рассказывать, как проходит занятие и какие результаты достигнуты.
В частной практике крайне редко интересуются образованием специалиста. Но родители ждут результатов. Увы, часто ждут их очень быстро. Кроме того, родителям важно, нравится ли занятие ребенку, есть ли у специалиста контакт с малышом.
Выпускник колледжа может работать воспитателем логопедической группы или педагогом по работе с детьми с нарушениями речи. Работать сможет и в государственных, и в частных учреждениях.
Поступление в вуз дает глубокие и фундаментальные знания для работы со сложными случаями в логопедии, с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), синдором Дауна и т. д.
Курсы дополнительного образования, повышение квалификации в любом случае необходимо проходить специалистам с любым уровнем образования. Мы живем в очень динамичное время, часто меняются и законы, и методики — важно быть в курсе всех нововведений.
Во время обучения специалист уже проходит педагогическую, производственную практику. Поэтому, на мой взгляд, можно не бояться брать учеников после получения диплома. Главное — серьезно относиться к учебе, по-настоящему получать знания.
Работа в организации позволяет получить советы у более опытных коллег. Но в современном мире есть большие возможности получить советы и с помощью онлайн-поддержки.
Я продолжаю работать и в организации, и в частной практике. Почему? Во-первых, это дает мне возможность видеть детей и актуализировать их речевые проблемы, чтобы качественно обучать студентов. Во-вторых, работа в организации и частная практика дают мне максимально гибкий график, так как у меня трое собственных детей.
Существует сайт Профи.ру. На мой взгляд, это самый известный сайт по подбору репетиторов. Еще можно вести свои соцсети, рассказывать о работе и об интересных играх — это все располагает родителей к сотрудничеству. Для родителей важен настрой педагога и его умения.
Пока специалист неопытен, важно полностью прописывать сценарий занятия, заранее готовить все материалы и обязательно проигрывать все игры. Дети очень непоседливы, они не будут ждать, пока специалист сверяется с книгой.
В логопедических занятиях очень важно, как логопед говорит, как вводит ребенка в игровой момент. Все необходимо отрепетировать. В этом случае и волнение уйдет, так как педагог будет готов.
Не стоит бояться, что малыш не будет слушаться или откажется выполнять задание. Это нормальный процесс, важно набраться терпения, и все получится. С родителями важно говорить открыто, обязательно указывать на положительные стороны ребенка и демонстрировать искреннее желание помочь.
В НСПК замечательные дисциплины, помогающие выпускникам колледжа начать карьеру в работе с речью детей. Дисциплины по методике развития речи, теории и практике логопедии дают обширные теоретические и практические знания о правильной речи детей, о возможностях ее коррекции. Такие предметы преподают на трех специальностях НСПК — «Дошкольное образование, «Специальное дошкольное образование» и «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
Для специалистов, делающих только первые шаги в логопедии, безусловно, необходимы очные занятия с учениками. Важно видеть вживую артикуляцию ребенка, понимать, есть ли у него сложности с речевым дыханием, есть ли спастика мышц, участвующих в артикуляции. В дальнейшем, безусловно, возможны и онлайн-занятия.
Я работаю в онлайн-формате с самого начала пандемии, с 2020 года. Тогда не было выбора, дети ждали, важно было продолжать работу. Со временем я поняла огромные плюсы такого формата — дети продолжают заниматься и летом, даже когда уезжают из города. Они любят интерактивные презентации и игры. Удобно заниматься с детьми друг за другом, не тратится время на дорогу. Конечно, такой формат подходит не всем деткам — малышам и ребятам с СДВГ трудно усидеть перед экраном. Но все же очень здорово, что такой формат есть.
Я считаю, что опыт — это самая важная составляющая первых занятий. То есть, помимо денежного вознаграждения, начинающий логопед получает и другой вид вознаграждения — опыт. Далее, безусловно, стоимость важно повышать — ведь специалист старается, получает новые знания, тратится на материалы и оборудование. Это все необходимо включать в стоимость занятий и устанавливать новую цену. И нужно объяснять родителям, почему услуги стоят именно столько — ведь вы уже опытный специалист.
Вилка стоимости логопедических услуг очень разнится. Важен возраст ребенка: занятия с малышами дороже, ведь с ними труднее. Еще важна сложность дефекта: одно дело — поставить один звук, другое — 10 звуков, либо запустить речь с 0.
Если говорить про Московский регион, то стоимость одного занятия с логопедом, пусть и начинающим, варьируется от 1000 до 1500 рублей. Как правило, комфортно одновременно иметь 10 учеников при условии 2 занятий в неделю с каждым учеником.
У логопеда очень сильная нагрузка на голосовой аппарат, и проводить больше четырех занятий в день сложно для голосовых связок.
Логопед может проводить курсы логопедического массажа. Кроме того, высокая стоимость у занятий по запуску речи неговорящих детей. Также повышается стоимость, если логопед работает с тяжелыми нарушениями речи — алалией, заиканием, дизартрией, афазией.
Повышается стоимость и у опытных логопедов. С опытом и актуальными знаниями логопед делает свою работу быстрее, что радует родителей.
Я бы посоветовала учиться как можно более старательно. Задавать вопросы, если что-то непонятно. Не переставать учиться и после окончания колледжа.
Не раздумывайте, дерзайте! Берите учеников без оплаты, помогайте знакомым деткам. Ваше желание в сочетании со знаниями дадут прекрасные результаты.
Доступны рассрочка платежа и образовательный кредит с господдержкой
Закажите звонок, и специалист расскажет детали
Мы подскажем, какая программа подойдет Вам лучше всего!
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике