Национальный
Социально-Педагогический
Колледж
Молодой специалист в сфере образования сталкивается в начале своего профессионального пути с различными трудностями. Это естественный процесс и получение опыта в выбранной профессии.
Говоря о профессиях в образовательной деятельности, а именно учителя и воспитателя, нужно отметить, что это «сборная» профессия. Помимо того, что главной обязанностью воспитателя и учителя является непосредственно обучение детей, также он должен обладать навыками и знаниями психолога, консультанта, организатора, актера и т.д.
К этой профессии необходимо подходить осознанно и смотреть на нее многогранно. Она очень интересна, неиссякаема и безгранична, но со своими трудностями. К ним нужно быть готовым. Сегодня рассмотрим один из волнующих молодых специалистов вопросов – это взаимодействие с родителями.
Для начала, хочется отметить один из самых главных моментов – это непосредственное общение с родителями.
Очень важно понимать, что основой успешного взаимодействия является союз родителей и учителя, воспитателя (ей) и без общения, этот союз, к сожалению, сам по себе не сформируется.
Другой немаловажный момент – это информирование родителей о программе, по которой занимается их ребенок, о стандартах этой программы, о стандартах работы определенного учебного заведения.
Ведь, как известно, если человек ориентируется в теме, то вопросов и недоверия будет меньше, можно воспользоваться родительским собранием и там подробно всё рассказать представить всю информацию. В условиях нынешних, когда нет возможности встретиться очно с родителями, можно провести онлайн-собрание или воспользоваться другими способами донесения информации до родителей.
С позиции трансактного анализа (по Э. Берну), позиция «Я – Взрослый» самая оптимальная и конструктивная в деловых отношениях.
Если Вы хотите поделиться с родителем определенного ребенка, если возникли проблемы любого рода, то используйте фразы в беседе, касающиеся не того, какой ребенок плохой, а то, что Вы чувствуете, например: «Я очень переживаю за Колю, так как в последнее время….», «Я замечаю и меня беспокоит, что Света…..».
Множество родителей считает, что отдав ребенка в образовательное учреждение, вся ответственность ложится на плечи педагога – это не так. В самом начале работы с родителями необходимо донести информацию о том, что хорошие показатели, желание посещать образовательное учреждение, отсутствие отклоняющихся норм поведения и т.д. являются результатом работы всех действующих лиц: педагога, ребенка и родителей.
И обязательно начинать свою фразу с положительных моментов касаемо этого ребенка. Например, «Коля – прекрасный мальчик, он очень трудолюбивый, быстро всё схватывает, но в последнее время я замечаю, что он часто отвлекается на уроках. Давайте вместе подумаем, может быть, он переживает из-за чего-то, может, его что-то беспокоит …….» и т.д.
Объяснить родителям и преподнести информацию (но не с позиции «с претензией», а лишь донося сведения) о том, что есть определенные стандарты, по которым все трудятся.
Говорите о том, что Вас беспокоит, но необходимо говорить об этом в конструктивном ключе.
Это как раз к моменту о позиции «Я – Взрослый», а не «Я – Родитель». Давать обратную связь, открыто беседовать по возникшим трудностям и проблемам, искать вместе пути решения и т.д. Но! Не делать выводы, не поучать, придерживаться конфиденциальности в полученной информации, не провоцировать конфликты.
Количество детей в группах и классах зашкаливает. В таких непростых условиях очень тяжело быть «в потоке». В связи с этим, хочется в этом пункте отметить, что даже если что-то не получилось или получилось не так, как Вам бы хотелось, не расстраивайтесь – это опыт, без него никак не научиться.
“ Приведу цитату Аристотеля: «Имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием».
Это могут быть индивидуальные формы (консультации, беседы) и коллективные (родительские собрания, экскурсии, тематические встречи и т.д.).
У каждого человека есть свои сильные и слабые стороны. Изучайте каждого ребенка.
Это родители, которые:
Зачастую, это люди, которые выстраивают отношения, ища жертву во взаимодействии. Здесь может быть ряд факторов, которые обусловливают это поведение.
Молча, спокойно. Не перебивая его. Дайте возможность им выговориться. Возможно, кроме, как здесь, он больше не может нигде этого сделать. Это не Ваша вина и не Ваш «крест». Ни в коем случае, не обвиняйте себя потом в этом и не вставайте в позицию жертвы. Просто, так сложилось.
Отвечайте спокойно и вежливо. Старайтесь отвечать только общие фразы, не цепляясь за эмоционально острые моменты разговора.
Если Вы правильно будете реагировать на все «выпады», то он сам от Вас отстанет через несколько неудачных попыток. Нападение существует до тех пор, пока Вы соглашаетесь на роль жертвы.
Не реагируйте эмоционально на слова, сказанные «проблемным родителем». Так, Вам будет легче выслушать его. Это очень тяжело, но нужно тренировать позицию Взрослого для конструктивного решения разного рода вопросов.
Например: «Уважаемая Наталья Николаевна, я прекрасно понимаю Ваше негодование и возмущение по поводу…», «Я переживаю из-за того, что Вы расстраиваетесь по поводу…» и т.д.
Надеюсь, что эти рекомендации помогут Вам в становлении хороших и конструктивных взаимоотношений между Вами и родителями Ваших воспитанников или учеников.
Д. В. Завьялова | Если у Вас есть вопросы к психологу, обращайтесь: psycholog@i-college.ru |
Займите свое место в колледже на следующий год
Закажите звонок, и специалист расскажет детали
Мы подскажем, какая программа подойдет Вам лучше всего!
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике