В педагогической литературе часто используют термин «образовательный процесс». Разбираемся, что он означает.
Определение
Объект и субъект
Компоненты
Задачи
Структура
Определение
Образовательный процесс (ОП) — это сотрудничество педагогов с учениками, которые получают знания и опыт, воспроизводят и овладевают разными видами деятельности. Его цель — сформировать у учащихся знания и умения, обеспечить развитие личности: физическое, а также в области нравственности, интеллектуальности и творчества.
“ Согласно словарям, ОП включает в себя не только уроки и домашние задания, но и внеурочное общение между учителем и подопечными. Еще в него входят ситуации, когда дети и подростки получают знания, умения и навыки вне образовательных организаций. Этот термин отражает весь комплекс реалий, относящихся к формальному и неформальному образованию. ОП начинается с момента поступления ребенка в первое образовательное заведение — обычно это ясли или детский сад — и завершается, когда он оканчивает вуз или колледж.
Объект и субъект
Объектом считаются основные личностные качества, профессиональные и общие компетенции, знания, умения и навыки ученика, развиваемые в ходе обучения.
Субъект — это участник ОП:
- ученик, который получает знания и применяет их в жизни;
- учитель, который обучает детей и подростков, или воспитатель, классный руководитель, методист — любой педагог, взаимодействующий с учащимися;
- родитель или опекун, принимающий прямое или косвенное участие в образовательном процессе.
Компоненты
Образовательный процесс состоит из следующих элементов:
- Целеполагание — выявление целей учебной и внеучебной работы.
- Содержание — то, из чего состоит образовательный процесс с учетом целей всех его участников. Оно должно быть последовательным и деятельностным, то есть связанным с какой-либо деятельностью, например с мышлением или творчеством.
- Операционный компонент — использование знаний и умений на практике. Благодаря этому у учащихся развивается критическое мышление и навык работы в команде, закрепляется практический опыт.
- Рефлексия — анализ результатов ОП. Важно, чтобы рефлексию выполняли не только учителя, но и ученики.
Задачи
Образовательный процесс нужен, чтобы:
- помочь детям и подросткам овладеть знаниями, умениями и навыками;
- стимулировать их учебно-познавательную и творческую активность;
- развить у подопечных мышление, творческие способности и таланты;
- обеспечить ученикам мотивацию к обучению;
- сформировать мировоззрение, нравственную и эстетическую культуру;
- помочь ученикам адаптироваться к жизни в обществе, выбрать и освоить профессию.
Структура
Любой образовательный процесс состоит из циклов или фрагментов процесса обучения, в ходе которых ученики усваивают некоторую порцию учебного материала.
Есть четыре цикла:
- Начало: ученики понимают главную идею и ценность изучаемого материала, находят способы освоения знаний по теме, осознают, как использовать их на практике.
- Конкретизация: учащиеся переходят от абстрактных понятий к точным знаниям, осваивают материал на более глубоком уровне, формируют стойкие умения и навыки.
- Систематизация: на этом этапе происходит обобщение понятий, применение изученного в жизненной практике.
- Заключение: проверка результатов прежних циклов.
“ Итак, образовательный процесс — это деятельность, в процессе которой ученик обучается, воспитывается и развивается.