АНПОО Национальный социально-педагогический колледж
Рейтинг: 5
Ежедневно 9:00 - 17:00 по Москве
Звонок по России бесплатный
Заказать звонок
Заказать звонок
Оставьте свои контакты в форме ниже.
Наш специалист свяжется с вами:

Образовательный процесс — что это такое

В педагогической литературе часто используют термин «образовательный процесс». Разбираемся, что он означает.

Определение

Объект и субъект

Компоненты

Задачи

Структура

Определение

Образовательный процесс (ОП) — это сотрудничество педагогов с учениками, которые получают знания и опыт, воспроизводят и овладевают разными видами деятельности. Его цель — сформировать у учащихся знания и умения, обеспечить развитие личности: физическое, а также в области нравственности, интеллектуальности и творчества.

“ Согласно словарям, ОП включает в себя не только уроки и домашние задания, но и внеурочное общение между учителем и подопечными. Еще в него входят ситуации, когда дети и подростки получают знания, умения и навыки вне образовательных организаций. Этот термин отражает весь комплекс реалий, относящихся к формальному и неформальному образованию. 

ОП начинается с момента поступления ребенка в первое образовательное заведение — обычно это ясли или детский сад — и завершается, когда он оканчивает вуз или колледж.


Объект и субъект

Объектом считаются основные личностные качества, профессиональные и общие компетенции, знания, умения и навыки ученика, развиваемые в ходе обучения.

Субъект — это участник ОП:

  • ученик, который получает знания и применяет их в жизни;
  • учитель, который обучает детей и подростков, или воспитатель, классный руководитель, методист — любой педагог, взаимодействующий с учащимися;
  • родитель или опекун, принимающий прямое или косвенное участие в образовательном процессе.

Компоненты

Образовательный процесс состоит из следующих элементов:

  • Целеполагание — выявление целей учебной и внеучебной работы.
  • Содержание — то, из чего состоит образовательный процесс с учетом целей всех его участников. Оно должно быть последовательным и деятельностным, то есть связанным с какой-либо деятельностью, например с мышлением или творчеством.
  • Операционный компонент — использование знаний и умений на практике. Благодаря этому у учащихся развивается критическое мышление и навык работы в команде, закрепляется практический опыт.
  • Рефлексия — анализ результатов ОП. Важно, чтобы рефлексию выполняли не только учителя, но и ученики.

Задачи

Образовательный процесс нужен, чтобы:

  • помочь детям и подросткам овладеть знаниями, умениями и навыками;
  • стимулировать их учебно-познавательную и творческую активность;
  • развить у подопечных мышление, творческие способности и таланты;
  • обеспечить ученикам мотивацию к обучению;
  • сформировать мировоззрение, нравственную и эстетическую культуру;
  • помочь ученикам адаптироваться к жизни в обществе, выбрать и освоить профессию.

Структура

Любой образовательный процесс состоит из циклов или фрагментов процесса обучения, в ходе которых ученики усваивают некоторую порцию учебного материала.

Есть четыре цикла:

  1. Начало: ученики понимают главную идею и ценность изучаемого материала, находят способы освоения знаний по теме, осознают, как использовать их на практике.
  2. Конкретизация: учащиеся переходят от абстрактных понятий к точным знаниям, осваивают материал на более глубоком уровне, формируют стойкие умения и навыки.
  3. Систематизация: на этом этапе происходит обобщение понятий, применение изученного в жизненной практике.
  4. Заключение: проверка результатов прежних циклов.
“ Итак, образовательный процесс — это деятельность, в процессе которой ученик обучается, воспитывается и развивается.
Подберем программу среднего профессионального образования
БЕСПЛАТНО!
Ответьте всего на 4 вопроса
Получить консультацию
Оставьте свои контакты в форме ниже.
Наш специалист свяжется с вами:
Подайте заявку прямо сейчас

Мы подскажем, какая программа подойдет Вам лучше всего!

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике