АНПОО Национальный социально-педагогический колледж
Рейтинг: 5
Ежедневно 9:00 - 17:00 по Москве
Звонок по России бесплатный
Заказать звонок
Заказать звонок
Оставьте свои контакты в форме ниже.
Наш специалист свяжется с вами:

Преподаватель НСПК Мария Дьяконова — о творчестве и педагогике

Стоит ли делить учеников на талантливых и неталантливых? Что важнее — быть хорошим преподавателем или хорошим дизайнером, художником? Как совмещать преподавание и творчество? Об этом расскажет преподаватель Национального социально-педагогического колледжа Дьяконова Мария Сергеевна. Она поделилась своим творческим и педагогическим путем и показала свои работы.

Время чтения — 12 минут.

Расскажите кратко о себе: ваш профессиональный стаж, образование, достижения

Я окончила Самарский Государственный социально-педагогический университет по направлению «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство».

Всю жизнь занимаюсь творчеством. Ходила в художественную школу и окончила ее с отличием. Проходила курсы творческих и педагогических направленностей. Обучалась в рамках конкурса профессионального мастерства WorldSkills по компетенции «3D-моделирование для компьютерных игр» в г. Челябинск. В 2023 году окончила курсы по флористике. Еще проходила курсы повышения квалификации в педагогической деятельности. Как начинающий художник, состою в профессиональном союзе художников России.

Преподаю творческие дисциплины: рисунок, живопись, композицию, дизайн, 3д-моделирование, дизайн персонажей, дизайн интерьера и другие смежные предметы. Есть опыт проведения мастер-классов и занятий в дополнительном образовании. Проводила курсы для студентов и предпенсионеров по компетенции «3D-моделирование для компьютерных игр».

Преподаю для студентов колледжей с 2018 года. В рамках работы занималась подготовкой студентов к конкурсам профессионального мастерства (Абилимпикс, WorldSkills), где мы занимали места не только на региональном, но и на всероссийском уровне.

Расскажите о вашей деятельности в колледже: что преподаете и на каких специальностях? Занимаетесь ли в колледже чем-то еще, кроме преподавания?

В НСПК преподаю дисциплины для будущих преподавателей дополнительного образования по изобразительному и декоративно-прикладному искусству и техническому творчеству, например, цветоведение и материаловедение. Помогаю с учебными и производственными практиками, курсовыми работами. Помимо этого, являюсь научным руководителем дипломных работ.

А чем вы занимаетесь за пределами колледжа? Ведете ли какую-то творческую деятельность?

За пределами колледжа участвую в выставках, веду активную творческую деятельность, шью, создаю игрушки, декор и уют, варю свечи. Был опыт в создании иллюстраций и развивающих игр для детей. Еще пишу статьи, участвую в конференциях и конкурсах.

Есть ли какие-то особенности и отличия преподавания творческих дисциплин от общеобразовательных?

Да, есть видимые отличия преподавания творческих и общеобразовательных дисциплин. Если рассматривать очные занятия, например живописи или рисунка, то можно отметить, что творческие дисциплины предполагают большую свободу самовыражения и меньше опираются на строгие правила и формальные требования, несмотря на то, что мы строим творческую деятельность на основании академической живописи. В дистанционных занятиях тоже присутствуют творческие задания, где студент может самовыражаться.

Творческие умения необходимо регулярно совершенствовать. Нельзя забывать, что в творческих дисциплинах часто используются более разнообразные методы обучения, такие как мастер-классы, выставки, творческие проекты и т. д.

Каким должен быть педагог, преподающий творческие направления? Чего от него ждут ученики и родители?

Я думаю, что педагог творческих направлений должен быть не только профессионалом своего дела, но и обладать творческими способностями, уметь находить общий язык с учениками и родителями, быть готовым к экспериментам и новым идеям. От него ждут интересных и разнообразных занятий, поддержки и внимания к каждому ученику. Но не стоит забывать о том, что обратная связь студента тоже очень важна — его инициативность, стремление обучаться и самосовершенствоваться.


Как преподавателю разглядеть настоящий талант? Насколько грамотно и этично делить учеников на талантливых и неталантливых? Как-то отличается подход в преподавании одних и тех же дисциплин?

Разглядеть настоящий талант у ученика не всегда просто, однако у многих есть то, что получается лучше всего в творчестве, что необходимо развивать и от чего отталкиваться. Каждый ребенок имеет потенциал для развития способностей, у каждого ученика заложены свои способности, каждый — индивидуальность. Педагог должен обращать внимание на интересы и способности каждого ученика, на его мотивацию и настойчивость в достижении целей.

Делить учеников на талантливых и неталантливых неэтично, так как в целом нет необучаемых учеников. Если есть мотивация и желание, то можно научиться всему. Однако на кого-то может быть затрачено больше или меньше времени. Необходимо стремиться помочь каждому ученику раскрыть свои таланты и достичь успеха в выбранной области.

Возраст учащихся и их индивидуальные особенности влияют на подход в преподавании одних и тех же дисциплин. Кому-то будет мало одной пары, поэтому необходимо использовать дополнительное время, доработку дома.

К каждому ученику подход индивидуальный, у каждого одна и та же работа будет нарисована по-разному, каждый добавляет частичку себя, у каждого своя техника и свое видение.


Кроме ИЗО, вы специалист в сфере дизайна и анимации, 3D-моделирования. По вашим наблюдениям, данные направления интереснее, чем ИЗО? Хотят ли дети обучаться этому? А их родители хотят, чтобы дети обучались этому?

Сложно сказать, что интереснее, так как тут зависит только от человека. Меня интересует достаточно большое количество направлений, некоторые из них даже не касаются творчества. Могу сказать, что в каждом из направлений свои плюсы и минусы, каждое направление по-своему интересно.

Например, изобразительная деятельность в моем случае — это рисование, декор, декоративные элементы, что расслабляет и мотивирует. С помощью картин хочется передать смысл. С помощью дизайна можно создать открытку, упаковку, проект интерьера — это тоже очень интересно. 3D-моделирование и анимация интересны в гейм-дизайне — безумно прекрасные и по-своему сложные этапы создания персонажа. Поэтому нельзя точно сказать, что интереснее, тут каждый решает для себя сам.

Детям очень интересно обучаться дизайну и 3D-моделированию. В настоящее время это актуальные направления, так как все нацелено на современные технологии. Могу отметить, что дизайнеров с каждым годом поступает все больше.

Как правило, родители не против обучения детей творческим, дизайнерским дисциплинам, если этого хочет сам ученик. Однако не все родители поддерживают, полагая, что данные профессии менее прибыльные.


Востребованы ли сегодня педагоги, преподающие дизайн, анимацию и подобные направления? Где, как и кем они могут работать?

Если человек — профессионал в своем деле, то он сможет найти работу. Педагоги в настоящее время востребованы, так как далеко не каждый человек готов учить.

Если говорить конкретно о творческих направлениях, то они более узкие, не всегда и не везде требуются преподаватели анимации, дизайна и ИЗО. Однако можно преподавать в организациях дополнительного образования, онлайн-школах, негосударственных очных школах и колледжах, а также записывать обучающие курсы.


Педагогическая деятельность в этих направлениях отличается от деятельности в более «классической» сфере ИЗО и ДПИ?

Безусловно, педагогическая деятельность отличается, так как изобразительная деятельность даже в материально-техническом оснащении предполагает наличие мольбертов, красок, софитов и т. д. А дизайн и анимация строятся в основном на компьютерах.

Изобразительная деятельность связана с дизайном и анимацией, так как ИЗО развивает чувство вкуса, творческие навыки и навыки рисования, поэтому дизайнеры изучают в том числе рисунок, живопись и цветоведение. В анимации важно знать анатомию и анатомические особенности движений, что связано с пониманием пропорций в изобразительной направленности.

Но основная деятельность у дизайнеров и аниматоров строится непосредственно на компьютере, что меняет ведение педагогического занятия.



Каким вы видите развитие дополнительного образования в ИЗО? Какие новые технологии в этой сфере будут востребованы и популярны? Какое будущее, на ваш взгляд, ждет допобразование в ИЗО?

Предполагаю, что развитие дополнительного образования в области изобразительного искусства будет связано с внедрением новых технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность и 3D-дизайн, которые позволят ученикам более глубоко изучать произведения искусства и создавать свои работы в новых форматах.

Уже сейчас востребованы технологии, позволяющие проводить онлайн-занятия и виртуальные выставки — это будет пользоваться все большей популярностью.

Будущее дополнительного образования в области ИЗО связано с интеграцией новых технологий и традиционных методов обучения, что позволит создать более интересные и эффективные программы для учащихся всех возрастов. Уже сейчас мы можем использовать дизайн и традиционную технику, уже сейчас художники создают мультфильмы, которые отражают ручную графику и 3D.


Реально ли творческому педагогу совмещать преподавание и собственную деятельность? Например, выполнять коммерческие заказы по дизайну и вести уроки у детей?

Да, конечно. Считаю, что совмещать основную деятельность вместе с собственной даже необходимо, чтобы отвлекаться и переключаться. Не всегда может хватать времени совмещать несколько видов деятельности, но иногда это необходимо.


Есть ли у вас опыт такого совмещения?

Иногда я беру коммерческие заказы на художественно-творческую деятельность в зависимости от свободного времени. В основном люблю творить для себя: создаю работы для выставок и декор для дома, шью игрушки и одежду для себя и семьи.


Как можно успешно совмещать эти два вида деятельности, чтобы и преподавать с душой, и выполнять качественную работу в сфере дизайна, моделирования?

Важно не перетруждаться ни в одном из видов деятельности: стараться держать золотую середину. Это поможет не перегореть любимым делом, даже если дел несколько.

Иногда можно совмещать приятное с полезным и создавать, к примеру, наглядные материалы, которые можно использовать на занятиях. Это могут быть и академические, художественные работы, и поэтапная разработка 3D-модели. Многие работы, которые я создавала, в последующем использовались на занятиях в качестве демонстративного материала. Данные примеры ребята могли использовать для общего понимания.

Рис.4. Пример демонстративного материала. Изобразительная деятельность. Автор: Дьяконова Мария СергеевнаРис.5. Пример демонстративного материала. Изобразительная деятельность. Автор: Дьяконова Мария Сергеевна

В рамках подготовки к конкурсам профессионального мастерства я сама садилась и рисовала эскизы, концепт-арты, старалась воссоздать модель для общего понимания. Это помогало не только ребятам, но и мне, как педагогу, лучше понять этапность ведения и сложность работы. И так я сама отвлекалась от педагогической работы, занимаясь творчеством для души.

Рис.6. Пример демонстративного материала. Копия концепт-арт персонажа. Автор: Дьяконова Мария СергеевнаРис. 7. Пример демонстративного материала. Разработка эскизов и концепции. Автор: Дьяконова Мария Сергеевна
<\div>


Что важнее для педагога, работающего в творческих направлениях: быть хорошим преподавателем или хорошим творцом, художником, дизайнером?

Думаю, для педагога важнее быть хорошим преподавателем, так как очень важно уметь передать свои знания, умения и навыки. Не всегда нужно быть хорошим творцом или великим дизайнером, чтобы ученики тебя полюбили. Для этого необходимы педагогические качества, а хороший педагог не равно хороший творец. Однако педагог не должен забывать о том, что необходимо постоянно самосовершенствоваться в избранном виде деятельности для того, чтобы у него всегда была актуальная информация.

Еще я часто вижу, что преподаватель, который не может на высоком уровне создать продукт в своей области деятельности, как преподаватель — человек очень хороший, знающий и, главное, ребятам он очень нравится и они получают хорошие знания.


Какой бы совет вы дали творческим людям, которые еще до конца не поняли, чем им больше хочется заниматься: творчеством или педагогикой?

Я и сама постоянно задаюсь таким вопросом. Я бы посоветовала творческим людям не бояться экспериментировать и пробовать себя в разных областях, связанных с творчеством. Еще важно слушать сердце и следовать своим интересам — только так можно достичь успеха в любой сфере.

И важно попробовать себя в разных сферах: педагогических, творческих и других, чтобы решить, что нравится больше.

Подберем программу среднего профессионального образования
БЕСПЛАТНО!
Ответьте всего на 4 вопроса
Получить консультацию
Оставьте свои контакты в форме ниже.
Наш специалист свяжется с вами:
Подайте заявку прямо сейчас

Мы подскажем, какая программа подойдет Вам лучше всего!

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике