Как молодому специалисту (учителю, воспитателю) выстроить отношения с родителями

Главная | Статьи | Как молодому специалисту (учителю, воспитателю) выстроить отношения с родителями
17.03.2021

Молодой специалист в сфере образования сталкивается в начале своего профессионального пути с различными трудностями. Это естественный процесс и получение опыта в выбранной профессии.

Говоря о профессиях в образовательной деятельности, а именно учителя и воспитателя, нужно отметить, что это «сборная» профессия. Помимо того, что главной обязанностью воспитателя и учителя является непосредственно обучение детей, также он должен обладать навыками и знаниями психолога, консультанта, организатора, актера и т.д.

К этой профессии необходимо подходить осознанно и смотреть на нее многогранно. Она очень интересна, неиссякаема и безгранична, но со своими трудностями. К ним нужно быть готовым. Сегодня рассмотрим один из волнующих молодых специалистов вопросов – это взаимодействие с родителями.

Для начала, хочется отметить один из самых главных моментов – это непосредственное общение с родителями.

Как молодому специалисту (учителю, воспитателю) выстроить отношения с родителями

Очень важно понимать, что основой успешного взаимодействия является союз родителей и учителя, воспитателя (ей) и без общения, этот союз, к сожалению, сам по себе не сформируется.

Другой немаловажный момент – это информирование родителей о программе, по которой занимается их ребенок, о стандартах этой программы, о стандартах работы определенного учебного заведения.

Ведь, как известно, если человек ориентируется в теме, то вопросов и недоверия будет меньше, можно воспользоваться родительским собранием и там подробно всё рассказать представить всю информацию. В условиях нынешних, когда нет возможности встретиться очно с родителями, можно провести онлайн-собрание или воспользоваться другими способами донесения информации до родителей.

Теперь перейдем к основным рекомендациям общения с родителями:

1. Общение выстраивается по принципу «Я – Взрослый – Ты – Взрослый».

С позиции трансактного анализа (по Э. Берну), позиция «Я – Взрослый» самая оптимальная и конструктивная в деловых отношениях.

2. Выстраивание общения при помощи «Я - высказываний».

Если Вы хотите поделиться с родителем определенного ребенка, если возникли проблемы любого рода, то используйте фразы в беседе, касающиеся не того, какой ребенок плохой, а то, что Вы чувствуете, например: «Я очень переживаю за Колю, так как в последнее время….», «Я замечаю и меня беспокоит, что Света…..».

3. Просить помощи у родителей, так как отношения выстраиваются между родителями, ребенком и учителем (воспитателем).

Множество родителей считает, что отдав ребенка в образовательное учреждение, вся ответственность ложится на плечи педагога – это не так. В самом начале работы с родителями необходимо донести информацию о том, что хорошие показатели, желание посещать образовательное учреждение, отсутствие отклоняющихся норм поведения и т.д. являются результатом работы всех действующих лиц: педагога, ребенка и родителей.

4. Если Вас что-то беспокоит относительно определенного ребенка, говорить об этом родителям обязательно нужно, но обращать внимание не на самого ребенка, а на его поведение, поступки, действия и т.д.

И обязательно начинать свою фразу с положительных моментов касаемо этого ребенка. Например, «Коля – прекрасный мальчик, он очень трудолюбивый, быстро всё схватывает, но в последнее время я замечаю, что он часто отвлекается на уроках. Давайте вместе подумаем, может быть, он переживает из-за чего-то, может, его что-то беспокоит …….» и т.д.

5. Как было сказано ранее, очень важно информировать родителей о том, как проходят занятия, по какой схеме они выстраиваются, что дети должны освоить за учебный год.

Объяснить родителям и преподнести информацию (но не с позиции «с претензией», а лишь донося сведения) о том, что есть определенные стандарты, по которым все трудятся.

6. Будьте открыты с родителями, будьте честны с родителями.

Говорите о том, что Вас беспокоит, но необходимо говорить об этом в конструктивном ключе.

7. Интересоваться самим у родителей, есть ли вопросы по детям (особенно, это касается проблемных детей).

8. Выводить общение между педагогом и родителями на уровень сотрудничества, а не наставничества.

Это как раз к моменту о позиции «Я – Взрослый», а не «Я – Родитель». Давать обратную связь, открыто беседовать по возникшим трудностям и проблемам, искать вместе пути решения и т.д. Но! Не делать выводы, не поучать, придерживаться конфиденциальности в полученной информации, не провоцировать конфликты.

9. На сегодняшний день, на плечи педагогов и воспитателей ложится большая ответственность.

Количество детей в группах и классах зашкаливает. В таких непростых условиях очень тяжело быть «в потоке». В связи с этим, хочется в этом пункте отметить, что даже если что-то не получилось или получилось не так, как Вам бы хотелось, не расстраивайтесь – это опыт, без него никак не научиться.

Как молодому специалисту (учителю, воспитателю) выстроить отношения с родителями

“ Приведу цитату Аристотеля: «Имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием».

10. Используйте разные формы взаимодействия.

Это могут быть индивидуальные формы (консультации, беседы) и коллективные (родительские собрания, экскурсии, тематические встречи и т.д.).

11. Каждый ребенок, равно как и каждый человек, индивидуален. Попытайтесь рассматривать любого ребенка не с позиции шаблона.

У каждого человека есть свои сильные и слабые стороны. Изучайте каждого ребенка.

12. Если родители недовольны Вами, как педагогом и говорят об этом массово и это достаточно обоснованно (здесь нужно быть честным с самим собой), то нужно пересмотреть свою позицию в тех моментах, на которые обращают внимание родители.

Отдельным пунктом мы рассмотрим, общение с «проблемными» родителями.

Это родители, которые:

  • сами провоцируют скандал;
  • по любой возникшее проблеме идут «жаловаться» к руководству образовательного учреждения или в вышестоящие инстанции;
  • конфликтные личности (с явно выраженным чувством превосходства, эгоизма или агрессивности).

Зачастую, это люди, которые выстраивают отношения, ища жертву во взаимодействии. Здесь может быть ряд факторов, которые обусловливают это поведение.

Рассмотрим основные рекомендации взаимодействия с «проблемными родителями»:

1. Обязательно выслушайте все претензии таких родителей.

Молча, спокойно. Не перебивая его. Дайте возможность им выговориться. Возможно, кроме, как здесь, он больше не может нигде этого сделать. Это не Ваша вина и не Ваш «крест». Ни в коем случае, не обвиняйте себя потом в этом и не вставайте в позицию жертвы. Просто, так сложилось.

2. Ни в коем случае не оправдывайтесь, так Вы будете подпитывать продолжение конфликта.

Отвечайте спокойно и вежливо. Старайтесь отвечать только общие фразы, не цепляясь за эмоционально острые моменты разговора.

3. Не занимайте позицию жертвы, какие бы слова и оскорбления не были сказаны в Ваш адрес.

Если Вы правильно будете реагировать на все «выпады», то он сам от Вас отстанет через несколько неудачных попыток. Нападение существует до тех пор, пока Вы соглашаетесь на роль жертвы.

4. Опять же, применяя позицию Взрослого даже в такой неконструктивной беседе, можно свести на нет все «выпады» родителя.

Не реагируйте эмоционально на слова, сказанные «проблемным родителем». Так,  Вам будет легче выслушать его. Это очень тяжело, но нужно тренировать позицию Взрослого для конструктивного решения разного рода вопросов.

5. Если Вы не можете решить этот вопрос самостоятельно, предложите «проблемному» родителю обсудить этот вопрос с заведующим ДОУ или директором ОУ.

6. Здесь также можно воспользоваться «Я — Высказываниями».

Например: «Уважаемая Наталья Николаевна, я прекрасно понимаю Ваше негодование и возмущение по поводу…», «Я переживаю из-за того, что Вы расстраиваетесь по поводу…» и т.д.

Надеюсь, что эти рекомендации помогут Вам в становлении хороших и конструктивных взаимоотношений между Вами и родителями Ваших воспитанников или учеников.



Д. В. Завьялова

Если у Вас есть вопросы к психологу, обращайтесь:
psycholog@i-college.ru

Решили поступать? Для вас бонус!

Узнать подробности

Вебинар 26 октября в 16:00 по Москве!

Узнать подробности

Учиться вместе легко и выгодно!

Узнать подробности
Задать вопрос
Поступить
Записаться
Получить Консультацию
Просто оставьте свои контакты в форме ниже. Мы свяжемся с вами, чтобы ответить на ваши вопросы.

*Поля, обязательные для заполнения

Выберите направление среднего профессионального образования: