Психологические границы в профессиональной деятельности

Главная | Статьи | Психологические границы в профессиональной деятельности
25.04.2021

Психологические границы – это понимание собственного «я» как отдельного от других. Это понимание своей отдельности, формирует основу нашей личности. Границы говорят нам, где мы, а где не мы; что мы можем выбрать, а что не можем; что мы в состоянии вынести, а что нет; что мы чувствуем и чего не чувствуем; что нам нравится и что нам не нравится; чего мы хотим и чего не хотим. Другими словами, границы определяют нас. Точно так же, как физические границы определяют, где начинается и где заканчивается частное владение, духовные и психологические границы определяют, кем мы являемся, а кем не являемся.

Ниже представлена цитата основателя гештальт – психологии Фредерика Перлза по поводу личных границ:

“ 

 Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело.

Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

Ты – это ты.

А я – это я.

И если нам случилось встретить друг друга – это прекрасно.

Если нет, то ничего не поделаешь.

 

Фредерик Перлз

Говоря о границах в профессиональной деятельности, будь то общение с учениками, коллегами и родителями, необходимо помнить о следующих правилах:

 1. У Вас есть четкая позиция по поводу своей профессиональной деятельности. Знание, что Вы делаете, зачем, почему, что даете, что получаете, что можно, а что нельзя (можно буквально на листе бумаге всё расписать).  
 2. У Вас есть четкая позиция по поводу общения с коллегами, родителями, учениками (необходимо расписать правила, что можно в общении, а что нельзя. Расписать необходимо правила общения с каждой категорией – то есть, отдельно расписать правила общения с коллегами, отдельно – с родителями, отдельно – с учениками).  И конечно, этот свод правил необходимо до всех донести.
 3. Вы знаете свои потребности, прислушиваетесь к своим желаниям, состояниям, идете к своим целям, остаетесь верным своим ценностям, чувствуете, что для Вас приемлемо, а что нет.
 4.  Вы отводите определенное время для общения по работе (коллеги, родители – например, с 9 до 20 часов по будням) и оповещаете об этом людей.
 5. Вы выделяете время для себя. В это время и нет никого рядом, нет никаких дел, Вы не решаете чужие проблемы и не думаете о других. Все Ваше внимание — в Вас.

Этот небольшой свод правил позволит Вам научиться выстраивать свои границы в профессиональной деятельности, которые будут помогать во взаимодействии с родителями, коллегами и учениками. Помните, что каждый имеет право на личное пространство, и чем четче Вы выстроите границы, тем больше у Вас будет свободы.


Д. В. Завьялова

Вы хотите обсудить что-то с педагогом-психологом? Обратитесь к психологу НСПК Дарье Владимировне. Пишите на электронную почту: psycholog@i-college.ru
Задать вопрос
Поступить
Записаться
Получить Консультацию
Просто оставьте свои контакты в форме ниже. Мы свяжемся с вами, чтобы ответить на ваши вопросы.

*Поля, обязательные для заполнения