Каждый человек в своей жизни не раз проходит через процесс адаптации. Адаптация связана как с внешними, так и с внутренними изменениями.
“ Адаптация – это привыкание и приспосабливание человека к новым условиям внешней и внутренней среды.Процесс адаптации протекает у каждого человека индивидуально. И адаптация к дистанционному формату обучения – не исключение. В процессе адаптации возникает множество страхов, в числе которых: «я не справлюсь», «у меня не получится», «я не смогу правильно распределить время» и т.д. Страхи возникают от неопределенности или прошлого негативного опыта.
Рассматривая дистанционное обучение, необходимо отметить, что важным условием успеха является развитие самоорганизации.
“ Самоорганизация — сознательная работа обучаемого над собой в целях совершенствования познавательных, эмоциональных, нравственных, практических и волевых черт и способностей.
Говоря о дистанционном обучении, необходимо сказать, что адаптация и самоорганизация зависят друг от друга прямо пропорционально.
Ниже предлагаю Вашему вниманию информацию по формированию навыков адаптации и самоорганизации. Практические рекомендации даны по Велькову А.И.
Как рационально распределить силы во время занятий
Если: | То: |
- замечаете, что работа лучше дается только вначале;
- чувствуете, что первый порыв облегчает усвоение и восприятие;
- знаете, что подъем работоспособности длится недолго и наступает быстрая утомляемость.
| - наиболее трудную работу делайте вначале;
- не теряйте вначале ни минуты на то, что можете легко сделать и после;
- все необходимое для работы приготовьте заранее;
- посторонние, но значимые мысли, приходящие в процессе работы, просто фиксируйте, возвращайся к ним после;
- постепенно переходите от трудного, непонятного, неинтересного к легкому, понятному, интересному.
|
Если: | То: |
- замечаете, что вначале работа как-то не клеится;
- чувствуете вначале сонливость, даже если хорошо выспались;
- наиболее интенсивно выполняете вторую половину работы;
- лучше всего работается в конце.
| - вначале делайте легкую работу;
- вначале сделайте всю подготовительную работу;
- вначале делайте более «двигательную» работу (записывай, черти, подсчитывай);
- постепенно переходите от легкого, интересного к трудному, неинтересному.
|
Гигиена умственного труда
- Оптимально варьируйте труд с отдыхом.
- Не переутомляйтесь.
- Отдыхайте разумно.
- Отдыхайте регулярно в специально установленные дни.
- Делайте перерыв — полчаса полного отдыха.
- Правильно распределяйте умственную и физическую нагрузку.
- Не работайте в один присест, работайте систематически, регулярно, периодически.
- Соблюдайте привычный темп работы.
- Перерывы не делайте слишком часто.
- Не поддавайтесь ложной усталости.
- Помните о том, что «утро вечера мудренее».
- Не занимайтесь слишком долго одним и тем же.
- Начинайте работу только после четкого определения цели и пользы.
- Рационально и аккуратно питайтесь.
Как повысить свою работоспособность
- Определите тип своего естественного ритма (пик работоспособности): «жаворонок» (продуктивное утро, быстрая утомляемость во второй половине дня) или «сова» (стабильный полдень, продуктивный вечер).
- Не работайте вопреки своему естественному дневному ритму, а используйте эти закономерности в своем распорядке дня.
- Откажитесь от употребления чая, кофе, никотина, медикаментов и т.п. в качестве стимулятора при отклонениях от индивидуальной нормы графика работоспособности.
- Определите свой индивидуальный дневной ритм, постройте свою «кривую работоспособности» на основе самонаблюдений.
- В соответствии с колебаниями работоспособности чередуйте тяжелую и легкую, важную и несущественную работу.
- Ежедневно делайте физические или психокинезиологические упражнения для поддержания работоспособности.
- Помните, что качество выполнения работы зависит от работоспособности.
Как рационально использовать время
- В начале каждого дня в специально отведенное время планируйте необходимую работу.
- Заведите специальный календарь для планирования.
- Проводите временной анализ своего дня, находите резервы.
- Старайтесь заниматься только одним делом, пока не завершите его.
- Читайте, смотрите, слушайте только самое необходимое.
- Работая с информационным источником, не откладывайте его в сторону, пока не примете решение и не сделаете что-либо.
- Записывайте данные обещания и события, которые надо запомнить.
- Когда вам нужна тишина, скажите об этом окружающим.
- Бегло просматривайте заголовки и заключения.
- Никогда не теряйте первый час своего рабочего времени.
- Определите пик энергии для своего рабочего дня и решайте самые сложные проблемы именно в это время.
- Почувствовав усталость, сделайте перерыв.
- Сразу вычеркивайте из своего календарного планирования пункты, которые выполнили.
- Все необходимые вещи кладите на одно и то же место.
- Существует правило «80/20»: 80% результатов получается с помощью 20% усилий (принцип Парето). Тратьте большую часть времени на эти 20% усилий.
Здесь приведены основные способы и рекомендации. Необходимо отметить: чем выше самоорганизация, тем легче и успешнее пройдет адаптация.
С уважением, Д.В. Завьялова, преподаватель психологии НСПК
| |