Адаптация к учебному процессу в условиях дистанционного обучения

Главная | Статьи | Адаптация к учебному процессу в условиях дистанционного обучения
29.09.2021

Каждый человек в своей жизни не раз проходит через процесс адаптации. Адаптация связана как с внешними, так и с внутренними изменениями.

“ Адаптация – это привыкание и приспосабливание человека к новым условиям внешней и внутренней среды.

Адаптация к учебному процессу в условиях дистанционного обучения
Процесс адаптации протекает у каждого человека индивидуально. И адаптация к дистанционному формату обучения  не исключение. В процессе адаптации возникает множество страхов, в числе которых: «я не справлюсь», «у меня не получится», «я не смогу правильно распределить время» и т.д. Страхи возникают от неопределенности или прошлого негативного опыта.

Рассматривая дистанционное обучение, необходимо отметить, что важным условием успеха является развитие самоорганизации.

“ Самоорганизация — сознательная работа обучаемого над собой в целях совершенствования познавательных, эмоциональных, нравственных, практических и волевых черт и способностей.

 

Говоря о дистанционном обучении, необходимо сказать, что адаптация и самоорганизация зависят друг от друга прямо пропорционально.

 

Ниже предлагаю Вашему вниманию информацию по формированию навыков адаптации и самоорганизации. Практические рекомендации даны по Велькову А.И.


Как рационально распределить силы во время занятий

Если:

То:

  • замечаете, что работа лучше дается только вначале;
  • чувствуете, что первый порыв облегчает усвоение и восприятие;
  • знаете, что подъем работоспособности длится недолго и наступает быстрая утомляемость.

 

  • наиболее трудную работу делайте вначале;
  • не теряйте вначале ни минуты на то, что можете легко сделать и после;
  • все необходимое для работы приготовьте заранее;
  • посторонние, но значимые мысли, приходящие в процессе работы, просто фиксируйте, возвращайся к ним после;
  • постепенно переходите от трудного, непонятного, неинтересного к легкому, понятному, интересному.

 

 

Если:

То:

  • замечаете, что вначале работа как-то не клеится;
  • чувствуете вначале сонливость, даже если хорошо выспались;
  • наиболее интенсивно выполняете вторую половину работы;
  • лучше всего работается в конце.

 

  • вначале делайте легкую работу;
  • вначале сделайте всю подготовительную работу;
  • вначале делайте более «двигательную» работу (записывай, черти, подсчитывай);
  • постепенно переходите от легкого, интересного к трудному, неинтересному.

 

 


Гигиена умственного труда

Адаптация к учебному процессу в условиях дистанционного обучения
  1. Оптимально варьируйте труд с отдыхом.
  2. Не переутомляйтесь.
  3. Отдыхайте разумно.
  4. Отдыхайте регулярно в специально установленные дни.
  5. Делайте перерыв — полчаса полного отдыха.
  6. Правильно распределяйте умственную и физическую нагрузку.
  7. Не работайте в один присест, работайте систематически, регулярно, периодически.
  8. Соблюдайте привычный темп работы.
  9. Перерывы не делайте слишком часто.
  10.  Не поддавайтесь ложной усталости.
  11.  Помните о том, что «утро вечера мудренее».
  12.  Не занимайтесь слишком долго одним и тем же.
  13.  Начинайте работу только после четкого определения цели и пользы.
  14.  Рационально и аккуратно питайтесь.

Как повысить свою работоспособность

  1. Определите тип своего естественного ритма (пик работоспособности): «жаворонок» (продуктивное утро, быстрая утомляемость во второй половине дня) или «сова» (стабильный полдень, продуктивный вечер).
  2. Не работайте вопреки своему естественному дневному ритму, а используйте эти закономерности в своем распорядке дня.
  3. Откажитесь от употребления чая, кофе, никотина, медикаментов и т.п. в качестве стимулятора при отклонениях от индивидуальной нормы графика работоспособности.
  4. Определите свой индивидуальный дневной ритм, постройте свою «кривую работоспособности» на основе самонаблюдений.
  5. В соответствии с колебаниями работоспособности чередуйте тяжелую и легкую, важную и несущественную работу.
  6. Ежедневно делайте физические или психокинезиологические упражнения для поддержания работоспособности.
  7. Помните, что качество выполнения работы зависит от работоспособности.

Как рационально использовать время

  1.  В начале каждого дня в специально отведенное время планируйте необходимую работу.
  2.  Заведите специальный календарь для планирования.
  3.  Проводите временной анализ своего дня, находите резервы.
  4.  Старайтесь заниматься только одним делом, пока не завершите его.
  5.  Читайте, смотрите, слушайте только самое необходимое.
  6.  Работая с информационным источником, не откладывайте его в сторону, пока не примете решение и не сделаете что-либо.
  7.  Записывайте данные обещания и события, которые надо запомнить.
  8. Адаптация к учебному процессу в условиях дистанционного обучения
  9.  Когда вам нужна тишина, скажите об этом окружающим.
  10.  Бегло просматривайте заголовки и заключения.
  11.  Никогда не теряйте первый час своего рабочего времени.
  12.  Определите пик энергии для своего рабочего дня и решайте самые сложные проблемы именно в это время.
  13.  Почувствовав усталость, сделайте перерыв.
  14.  Сразу вычеркивайте из своего календарного планирования пункты, которые выполнили.
  15.  Все необходимые вещи кладите на одно и то же место.
  16.  Существует правило «80/20»: 80% результатов получается с помощью 20% усилий (принцип Парето). Тратьте большую часть времени на эти 20% усилий.

Здесь приведены основные способы и рекомендации. Необходимо отметить: чем выше самоорганизация, тем легче и успешнее пройдет адаптация.

 


С уважением, Д.В. Завьялова

Если у Вас есть вопросы по адаптации (или есть другие вопросы к педагогу-психологу), жду Ваших писем на электронную почту: psycholog@i-college.ru или по форме обратной связи на официальном сайте колледжа: http://www.i-college.ru/psychological_support

Решили поступать? Для вас бонус!

Узнать подробности

Вебинар 26 октября в 16:00 по Москве!

Узнать подробности

Учиться вместе легко и выгодно!

Узнать подробности
Задать вопрос
Поступить
Записаться
Получить Консультацию
Просто оставьте свои контакты в форме ниже. Мы свяжемся с вами, чтобы ответить на ваши вопросы.

*Поля, обязательные для заполнения

Выберите направление среднего профессионального образования: