АНПОО Национальный социально-педагогический колледж
Рейтинг: 5
Ежедневно 9:00 - 17:00 по Москве
Звонок по России бесплатный
Заказать звонок
Заказать звонок
Оставьте свои контакты в форме ниже.
Наш специалист свяжется с вами:

Методы воспитания в педагогике

“ Согласно словарям, под термином «воспитание» понимают деятельность, нацеленную на формирование всесторонне развитой личности, которая сможет принимать активное участие в жизни общества в соответствии с нравственными и социокультурными установками, существующими в нем. 

В ст. 2 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» указано, что в процессе воспитания у детей и молодежи развивают:

  • взаимное уважение;
  • чувство патриотизма;
  • бережное отношение к культурному достоянию страны;
  • уважение к старшему поколению;
  • заботливое отношение к природе и окружающей среде.

Рассмотрим основные методы воспитания.

Метод убеждения

Метод поощрения

Метод наказания

Метод упражнения

Метод примера

Метод убеждения

Это базовый педагогический метод воспитания.

“ Его суть заключается в воздействии словом и делом на сознание воспитуемого. Убеждать означаетразъяснять.

Эффективность во многом зависит от личной убежденности педагога в том, о чем он рассказывает, и его коммуникативных навыков.

Главные принципы метода убеждения в воспитании:

  • Показать воспитаннику, в чем заключаются положительные стороны или ошибочность его поступков.
  • Поставить человека в условия, где он сможет проявить свои возможности, не рискуя ошибиться.
  • Поощрять положительные стороны поведения ученика.
  • Вызывать положительное мнение о воспитаннике у членов коллектива, в котором он находится.

Метод поощрения

Воспитатель часто оценивает результаты деятельности воспитанников. Если ребенок поступил правильно, сделал что-то хорошее — используют метод поощрения.

“ Педагогически правильное поощрение закрепляет положительное поведение человека и способствует сплочению коллектива. Оно может иметь разные формы: одобрительный взгляд, пожатие руки, премия и награда. 

Любому человеку приятно, когда его труд оценивают по достоинству. Поэтому поощрение — обязательная составляющая процесса воспитания. Оно стимулирует людей совершать хорошие поступки, прилагать много сил и упорства в работе.

Педагогические требования к поощрению:

  • Воспитанник должен четко понимать, за что его поощряют. Коллектив тоже должен видеть, что человек получил награду не просто так.
  • Нельзя поощрять за работу и соблюдение обычных правил поведения.
  • Нельзя откладывать поощрение «на потом».

Метод наказания

Наказание или порицание — что это такое?

“ Это реакция воспитателя на нежелательные поступки воспитанника. Оно способствует формированию крепкого характера и чувства ответственности. 

При вынесении порицания нужно соблюдать требования:

  • За поступок одного человека нельзя наказывать весь коллектив.
  • При вынесении порицания воспитатель не должен быть в состоянии раздражения.
  • Наказание должно быть своевременным.
  • Наказание нужно приводить в исполнение — нельзя, чтобы оно было только на словах.
  • Порицание должно соответствовать возрасту воспитанника и тяжести его проступка.

Метод упражнения

“ Повседневную жизнь и деятельность воспитанников организуют таким образом, чтобы они получали опыт правильного поведения, самостоятельно решали задачи, совершенствовали личные качества, формировали положительные привычки и убеждения. 

Детей и подростков привлекают к систематической общественно-полезной деятельности, вовлекают в процесс преодоления проблем, просят о помощи. Постепенно у них развиваются навыки культурного поведения, коллективного общения, усидчивости.

Прежде чем приступать к практическому решению задач, воспитанники изучают теоретический материал и проходят инструктаж. Таким образом, они систематически и поэтапно приучаются к выполнению общественно полезных действий.

Метод примера

Он представляет собой последовательное воздействие на сознание и поведение воспитанников системой положительных примеров.

“ Педагог ведет себя таким образом, чтобы его действия служили образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания учеников.

Постепенно эталон поведения, который демонстрирует воспитатель, становится нормой для ребенка — так начинается самовоспитание.

Важно, чтобы в качестве примеров для подражания дети выбирали достойные личности. Это могут быть их учителя, родители, популярные представители социума, герои художественных произведений.

Педагоги используют не один, а несколько методов воспитания. Они дополняют друг друга и делают воспитательный процесс гармоничным и эффективным. 
Подберем программу среднего профессионального образования
БЕСПЛАТНО!
Ответьте всего на 4 вопроса
Получить консультацию
Оставьте свои контакты в форме ниже.
Наш специалист свяжется с вами:
Подайте заявку прямо сейчас

Мы подскажем, какая программа подойдет Вам лучше всего!

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике