Термин «педагогика» имеет несколько значений. Разберемся подробнее, что он означает.
Понятие педагогики
Цель педагогики как науки
Предмет и объект педагогики
Функции педагогики
Задачи педагогики
Виды педагогики
- Общая
- Возрастная
- Профессиональная
- Коррекционная
- Отраслевая
- Социальная
Итоги
Понятие педагогики
В профессиональных словарях дают такие определения педагогики:
Наука о законах воспитания, всестороннего развития и становления личности ребенка, о закономерностях передачи результатов взаимодействия с окружающим миром от одного поколения другому.
Система теоретических и прикладных наук об учебно-воспитательных процессах.
Наука об отношениях, которые возникают при воспитании, обучении и получении образовании.
Группа специальностей, которые преподают в учебных заведениях с целью получения профессионального образования
Цель педагогики как науки
“ Поиск и формирование методов для воспитания человека, который будет реализован как личность и сможет приносить пользу обществу. Предмет и объект педагогики
Предмет педагогики — воспитательные отношения, которые направлены на развитие и формирование личности.
Объект педагогики — процесс передачи знаний, опыта и навыков в образовательных организациях различного уровня.
Функции педагогики
Аналитические:
исследование воспитательного процесса;
изучение и объяснение действий педагога.
Прогностические:
определение цели и планов развития образовательной системы;управление учебно-воспитательным процессом.
Проектно-конструктивные:
создание и улучшение учебно-воспитательных методов;
применение их на практике;использование в образовательном процессе научно-методических приемов.
Задачи педагогики
Советский и российский педагог Валентин Васильевич Кумарин выделил следующие задачи, которые ставит перед собой педагогика:
Воспитание — развитие таких полезных качеств, как честность, порядочность, любовь к труду. Выявление природных талантов личности, которые зададут вектор дальнейшего обучения.
Определение потребности общества в конкретном виде обучения.
Создание образовательных условий, которые отвечают потребностям обучающегося и общества.
Виды педагогики
Общая
Изучает основные закономерности воспитания, обучения и образования. Формирует основу для различных отраслей педагогических знаний.
Возрастная
Изучает особенности обучения в зависимости от возраста — дошкольная, школьная, андрогогика (педагогика для взрослых), геронтогогика (для пожилых).
Профессиональная
Изучает вопросы профессионального образования.
Коррекционная
Направлена на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Отраслевая
Исследует вопросы подготовки к различным видам деятельности — медицинская, юридическая, военная и другие.
Социальная
Изучает влияние общества на развитие личности.
Итоги
“ Педагогика как наука систематизирует разрозненные факты в сфере учебно-воспитательной деятельности и выявляет изменения, которые происходят в человеке под влиянием воспитательных процессов. Это помогает управлять процессом всестороннего развития личности и воспитывать человека, который может состояться в обществе и раскрыть свой потенциал.