АНПОО Национальный социально-педагогический колледж
Рейтинг: 5
Ежедневно 9:00 - 17:00 по Москве
Звонок по России бесплатный
Заказать звонок
Заказать звонок
Оставьте свои контакты в форме ниже.
Наш специалист свяжется с вами:

Мотивация учеников и студентов

Мотивация учеников и студентов

“  Мотивация – это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие ее направления, это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения.


Термин «мотивация» происходит от английского «movere» – «двигать». То есть, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Развитие мотивации учеников

Мотивация бывает:

1. Внешняя – методы, которые воздействуют на ребенка извне, т. е. мотивация происходит не потому, что у ребенка есть интерес изучать, а потому что это «надо». Работает, как правило, только до подросткового возраста. Внешние мотивы в обучении: отметки; вынужденный долг; учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; избегание наказания.

2. Внутренняя – когда ребенок сам испытывает интерес к учебе. Внутренние мотивы в обучении: удовлетворение от самой деятельности; прямой результат деятельности; стремление к успеху, понимание необходимости для жизни; учение как возможность общения.

Рассматривая оба варианта, мы понимаем, что намного продуктивнее будет развить внутреннюю мотивацию у ребенка.

“  Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Поэтому наша главная задача – развитие внутренней мотивации».

В. А. Сухомлинский

Несомненно, основой внутренней учебной мотивации является интерес ребенка.

Рассмотрим основные способы повышения мотивации у детей:

Мотивация учеников и студентов

Мотивация учеников и студентов Изучаемый материал должен быть новым, но «узнаваемым». Бессмысленно объяснять степени, если ещё не прошли таблицу умножения. Уроки должны удивлять и одновременно иметь отсылки к предыдущим темам.

Мотивация учеников и студентов Изучаемый материал должен каждый раз быть немного сложнее предыдущего. Если ребёнку легко, он начинает скучать. Исходите из имеющегося у него опыта и постепенно усложняйте задания.

Мотивация учеников и студентов Изучаемый материал должен быть разнообразным. Учебники, вебинары, экскурсии, эксперименты — чем больше форматов, тем увлекательнее обучение.

Мотивация учеников и студентов Немаловажным компонентом успешной мотивации является работа учителя. Формированию внутренней мотивации должно уделяться значительное время.

Мотивация учеников и студентов Необходимо также следить за психологическим климатом в классе, чтобы всем было комфортно, формировать благоприятную атмосферу для получения знаний.

Мотивация учеников и студентов Стараться вовлекать всех учащихся, хвалить каждого ученика даже за совсем малые достижения. 

Мотивация учеников и студентов Учиться видеть в каждом ученике сильные стороны и помогать проявлять их, одновременно формируя и мотивацию, и уверенность.

Мотивация учеников и студентов Использовать в своей деятельности активную мотивацию, а именно: никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они ни были, если ученик мог бы достигнуть более высоких результатов; никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ученика.

Мотивация учеников и студентов По возможности убрать из своей деятельности ситуации соревнования. Такие методы не для всех одинаково хорошо работают и подхватывать его будут только определенные ученики.

Мотивация учеников и студентов По возможности всем классом выбирать варианты достижения целей в Вашем классе.

Мотивация учеников и студентов Формировать саморефлексию и самонаблюдение у ребенка. Делать акцент на собственных результатах ребенка, а не в сравнении со средним баллом или большинством из класса.

Мотивация учеников и студентов Учитывать возрастные особенности детей и давать возможность в предложенных заданиях проявлять детям свою компетентность и уровень мастерства.

Мотивация учеников и студентов По возможности убирать временные ограничения. Внутренняя мотивация тесно связана с творчеством. А одно из первых правил успешного формирования творческих способностей является отсутствие временных ограничений.

Развитие мотивации у студентов

Мотивация учеников и студентов

Задача преподавателя состоит в том, чтобы донести и объяснить студенту, каким образом знания ему пригодятся в будущем.

Истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать.

“  «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду».

Восточная мудрость

Мотивация учеников и студентов Связка студент – преподаватель. Преподаватель для студента является наставником. Очень важно сформировать эту связь. Так как опираясь на пирамиду потребностей А. Маслоу, потребности в познании являются предпоследней ступенью перед самой высшей потребностью, а именно потребностью в самоактуализации.

Мотивация учеников и студентов Уважение к студентам

“ 

«Не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у Вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким Вы его хотите видеть. Дайте другому то, что Вы хотите получить от него».

Д. Карнеги

Мотивация учеников и студентов  Мотивация личным примером. Изучаемый предмет зачастую ассоциируется у нас с личностью педагога. Попробуйте заинтересовать их своим примером.

Мотивация учеников и студентов Заинтересовать студентов. Студенты будут с удовольствием посещать занятия, если им будет интересно. Добавляйте побольше дискуссий, находите разные варианты решения заданий, высказывание своего мнения (без оценки на «правильно» и «неправильно») и т.д.

Мотивация учеников и студентов Нельзя обманывать студентов. Если Вы что-то пообещали – сдержите обещание.

Мотивация учеников и студентов Формирование положительного отношения к профессии. Для студента, ведущая деятельность – это профессиональное самоопределение. Необходимо подбадривать студентов в выборе профессии, акцентировать внимание на важных и положительных моментах в их профессии.

Мотивация учеников и студентов Создание положительного микроклимата в группе. Чем благоприятнее и комфортнее обстановка в группе, тем расслабленнее и увереннее чувствуют себя студенты. При этом нужно держать группу, придерживаясь субординации.

Мотивация учеников и студентов Предоставление максимальной свободы студентам. Свобода выбирать вместе критерии и форму оценивания знаний, тему доклада, давать рецензии своим одногруппникам и т.д. Очень важно, чтобы студент чувствовал себя причастным к общему процессу.

Мотивация учеников и студентов Заинтересовать личным опытом студентов в профессиональной деятельности. Преподаватель может поинтересоваться или попросить помощи у студентов решить вопрос в его профессиональной деятельности. Так, студенты будут чувствовать свою нужность, компетентность и возможности поучаствовать в реальной профессиональной ситуации.

Мотивация учеников и студентов Отмечать успехи студентов, хвалить публично, демонстрировать достижения. Постараться увидеть в каждой работе студента свои особенности, поделиться своим мнениям с ними. Похвала с описанием и отличительными особенностями прибавляет студенту уверенность в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и формирует желание дальше достигать хороших результатов.


Д. В. Завьялова

Вы хотите обсудить что-то с педагогом-психологом? Обратитесь к психологу НСПК Дарье Владимировне. Пишите на электронную почту: psycholog@i-college.ru
Подберем программу среднего профессионального образования
БЕСПЛАТНО!
Ответьте всего на 4 вопроса
Получить консультацию
Оставьте свои контакты в форме ниже.
Наш специалист свяжется с вами:
Подайте заявку прямо сейчас

Мы подскажем, какая программа подойдет Вам лучше всего!

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике