Национальный
Социально-Педагогический
Колледж
Термин «мотивация» происходит от английского «movere» – «двигать». То есть, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
1. Внешняя – методы, которые воздействуют на ребенка извне, т. е. мотивация происходит не потому, что у ребенка есть интерес изучать, а потому что это «надо». Работает, как правило, только до подросткового возраста. Внешние мотивы в обучении: отметки; вынужденный долг; учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; избегание наказания.
2. Внутренняя – когда ребенок сам испытывает интерес к учебе. Внутренние мотивы в обучении: удовлетворение от самой деятельности; прямой результат деятельности; стремление к успеху, понимание необходимости для жизни; учение как возможность общения.
Рассматривая оба варианта, мы понимаем, что намного продуктивнее будет развить внутреннюю мотивацию у ребенка.
“ Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Поэтому наша главная задача – развитие внутренней мотивации».В. А. Сухомлинский
Несомненно, основой внутренней учебной мотивации является интерес ребенка.
Изучаемый материал должен быть новым, но «узнаваемым». Бессмысленно объяснять степени, если ещё не прошли таблицу умножения. Уроки должны удивлять и одновременно иметь отсылки к предыдущим темам.
Изучаемый материал должен каждый раз быть немного сложнее предыдущего. Если ребёнку легко, он начинает скучать. Исходите из имеющегося у него опыта и постепенно усложняйте задания.
Изучаемый материал должен быть разнообразным. Учебники, вебинары, экскурсии, эксперименты — чем больше форматов, тем увлекательнее обучение.
Немаловажным компонентом успешной мотивации является работа учителя. Формированию внутренней мотивации должно уделяться значительное время.
Необходимо также следить за психологическим климатом в классе, чтобы всем было комфортно, формировать благоприятную атмосферу для получения знаний.
Стараться вовлекать всех учащихся, хвалить каждого ученика даже за совсем малые достижения.
Учиться видеть в каждом ученике сильные стороны и помогать проявлять их, одновременно формируя и мотивацию, и уверенность.
Использовать в своей деятельности активную мотивацию, а именно: никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они ни были, если ученик мог бы достигнуть более высоких результатов; никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ученика.
По возможности убрать из своей деятельности ситуации соревнования. Такие методы не для всех одинаково хорошо работают и подхватывать его будут только определенные ученики.
По возможности всем классом выбирать варианты достижения целей в Вашем классе.
Формировать саморефлексию и самонаблюдение у ребенка. Делать акцент на собственных результатах ребенка, а не в сравнении со средним баллом или большинством из класса.
Учитывать возрастные особенности детей и давать возможность в предложенных заданиях проявлять детям свою компетентность и уровень мастерства.
По возможности убирать временные ограничения. Внутренняя мотивация тесно связана с творчеством. А одно из первых правил успешного формирования творческих способностей является отсутствие временных ограничений.
Задача преподавателя состоит в том, чтобы донести и объяснить студенту, каким образом знания ему пригодятся в будущем.
Истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать.
“ «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду».Восточная мудрость
Связка студент – преподаватель. Преподаватель для студента является наставником. Очень важно сформировать эту связь. Так как опираясь на пирамиду потребностей А. Маслоу, потребности в познании являются предпоследней ступенью перед самой высшей потребностью, а именно потребностью в самоактуализации.
Уважение к студентам
“«Не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у Вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким Вы его хотите видеть. Дайте другому то, что Вы хотите получить от него».
Д. Карнеги
Мотивация личным примером. Изучаемый предмет зачастую ассоциируется у нас с личностью педагога. Попробуйте заинтересовать их своим примером.
Заинтересовать студентов. Студенты будут с удовольствием посещать занятия, если им будет интересно. Добавляйте побольше дискуссий, находите разные варианты решения заданий, высказывание своего мнения (без оценки на «правильно» и «неправильно») и т.д.
Нельзя обманывать студентов. Если Вы что-то пообещали – сдержите обещание.
Формирование положительного отношения к профессии. Для студента, ведущая деятельность – это профессиональное самоопределение. Необходимо подбадривать студентов в выборе профессии, акцентировать внимание на важных и положительных моментах в их профессии.
Создание положительного микроклимата в группе. Чем благоприятнее и комфортнее обстановка в группе, тем расслабленнее и увереннее чувствуют себя студенты. При этом нужно держать группу, придерживаясь субординации.
Предоставление максимальной свободы студентам. Свобода выбирать вместе критерии и форму оценивания знаний, тему доклада, давать рецензии своим одногруппникам и т.д. Очень важно, чтобы студент чувствовал себя причастным к общему процессу.
Заинтересовать личным опытом студентов в профессиональной деятельности. Преподаватель может поинтересоваться или попросить помощи у студентов решить вопрос в его профессиональной деятельности. Так, студенты будут чувствовать свою нужность, компетентность и возможности поучаствовать в реальной профессиональной ситуации.
Отмечать успехи студентов, хвалить публично, демонстрировать достижения. Постараться увидеть в каждой работе студента свои особенности, поделиться своим мнениям с ними. Похвала с описанием и отличительными особенностями прибавляет студенту уверенность в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и формирует желание дальше достигать хороших результатов.
Д. В. Завьялова | Вы хотите обсудить что-то с педагогом-психологом? Обратитесь к психологу НСПК Дарье Владимировне. Пишите на электронную почту: psycholog@i-college.ru |
Оставьте заявку сейчас, чтобы не переживать о поступлении в 2025 году.
Закажите звонок, и специалист расскажет детали
Мы подскажем, какая программа подойдет Вам лучше всего!
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике