Чтобы обучение проходило эффективно, педагог должен понимать основы педагогического процесса: структуру, функции и цели. Читайте об этом в нашей статье.
Определение
Цель педагогического процесса
Кто участвует в педагогическом процессе
Методы осуществления
Функции педагогического процесса
Где осуществляют педагогический процесс
Определение
“ Согласно словарю основных педагогических терминов, педагогический процесс — целенаправленное взаимодействие педагога и ребенка. Оно направлено на решение образовательных задач, формирование личности воспитанника.Это учебно-воспитательная деятельность, которая удовлетворяет потребность в развитии и саморазвитии.
Синоним термина «педагогический процесс» — образовательный процесс.
Цель педагогического процесса
Цель — гармонично и всесторонне развить личность воспитанников путем передачи научных и обыденных (житейских) знаний.
Кто участвует в педагогическом процессе
Две стороны образовательного процесса:
- Педагог — специалист, занимающийся педагогической работой. У него есть профильное образование. Формы, методы и средства, используемые педагогом в педагогическом процессе, соответствуют следующим критериям: целесообразность, этичность, гуманность. Педагог действует в рамках педагогической этики.
- Обучающийся (воспитанник) — человек, получающий знания и практический опыт от педагога в рамках воспитательного и образовательного процессов.
Методы осуществления
- Формирование сознания с помощью лекций, обсуждений, приведения личных примеров, объяснений, ответов на вопросы.
- Организация деятельности, направленной на получение опыта поведения в учебном коллективе и обществе: инструктаж, наблюдение за поведением, создание обучающих ситуаций, научные методы — дедуктивный, индуктивный, проблемно-поисковый.
- Стимулирование и мотивация поведения и деятельности путем проведения соревнований, развивающих игр, эмоциональных воздействий (похвала, наказание).
- Контроль эффективности педагогического процесса с помощью самопроверок, контрольных работ, тестирований, опросов.
Функции педагогического процесса
Педагогический процесс объединяет в себе несколько функций:
- Образовательная: направлена на передачу знаний об окружающем мире в рамках учебной программы
- Воспитательная: направлена на создание ситуаций, благодаря которым воспитанники получают опыт, знания и навыки поведения в учебном коллективе, семье, обществе.
- Социальная: помогает ученикам изучать нормы и правила поведения в обществе, приспосабливаться к новым жизненным условиям.
- Развивающая: формирует в учениках мотивацию к получению новых знаний, побуждает к поискам способов самореализации, к саморазвитию.
Где осуществляют педагогический процесс
Педагогический процесс осуществляют в учебных заведениях:
- частные и государственные школы;
- центры подготовки дошкольников;
- центры дополнительного образования;
Образовательный процесс осуществляет:
- учитель начальных классов;
- педагог дополнительного образования;
“ Идеальный результат педагогического процесса — появление у учащихся навыков к обучению, стремление к саморазвитию и становление гармонично развитой личностью. Насколько эффективно будет осуществляться педагогический процесс — зависит от обеих сторон: от профессионализма педагога и заинтересованности обучающихся.