Для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана отдельная педагогическая область — специальная педагогика.
Рассказываем, что это такое, для чего нужна и какие задачи решает.
Определение
Для каких детей предназначена
Где и кто использует специальную педагогику
Цели и задачи
Определение
“ В словарях указано, что специальная педагогика — это наука, которая изучает сущность управления процессом развития детей с ОВЗ. В работе с такими учениками необходимо использовать особые воспитательные и образовательные методики. Синоним термина — коррекционная педагогика.
Для каких детей предназначена
Специальная педагогика предназначена для детей с ОВЗ.
Это не обязательно инвалиды, но дети с временными или постоянными нарушениями в психическом и физическом здоровье.
ФГОС выделяет такие категории детей с ОВЗ:
- с нарушениями слуха,
- зрения,
- или опорно-двигательного аппарата;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с задержкой психического развития;
- с умственной отсталостью;
- с расстройствами аутистического спектра;
- с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Дети с ОВЗ имеют уникальные образовательные потребности.
Направления специальной педагогики:
- Сурдопедагогика — обучение и воспитание плохо слышащих и глухих детей.
- Тифлопедагогика — образовательная и воспитательная работа со слабовидящими и слепыми учениками.
- Тифлосурдопедагогика — работа со слепоглухими детьми.
- Логопедия — обучение детей с дефектами речи.
- Олигофренопедагогика — работа с детьми, имеющими расстройства интеллекта и сложности в освоении программы.
Где и кто использует специальную педагогику
Специальную педагогику используют в общеобразовательных и специальных школах, реабилитационных, социальных и медицинских центрах, детских садах и развивающих центрах. Специалисты в этой сфере могут заниматься частной практикой: проводят индивидуальные и групповые занятия с учениками, имеющими особые образовательные потребности.
Образование в области коррекционной педагогики можно получить в вузе по специальности «Специальное (дефектологическое) образование». Оно дает право работать дефектологом, логопедом, сурдопедагогом, тифлопедагогом, олигофренопедагогом.
Можно получить среднее профессиональное образование в колледже по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Оно позволяет работать учителем начальных классов с детьми с обычным развитием и с ОВЗ.
Цели и задачи
Цели специальной педагогики:
- компенсация и устранение патологий в развитии лиц с ОВЗ при помощи специальных педагогических технологий и приемов;
- личностная и социальная реабилитация детей с особенностями развития.
Для достижения этих целей специалисты в области специальной педагогики решают следующие задачи:
- изучают основные потребности и специфику развития лиц с ОВЗ;
- определяют коррекционные и компенсаторные возможности конкретного человека, исходя из тяжести его физического или психического нарушения;
- анализируют педагогические системы, программы и приемы, которые можно использовать в работе с учениками с ОВЗ;
- разрабатывают новые реабилитационные, коррекционные и компенсационные программы для учащихся с патологиями развития;
- разрабатывают программы, нацеленные на социальную и трудовую адаптацию лиц с ОВЗ, помогают им в профессиональной подготовке;
- консультируют родителей учеников с особенностями развития.
Использование методик специальной педагогики помогает лицам с ОВЗ адаптироваться в социуме и реализовать себя как личность.