Школьная травля – весьма распространенное явление, встречающееся по всему миру.
С каждым годом, процент буллинга, увы, растет.
“ Буллингом называют повторяющиеся попытки более сильного индивида (или группы) причинить боль, унизить, расстроить или каким-то иным образом стрессировать менее сильного индивида (или группу). Виды буллинга:
- Социальная травля.
Об ученике распространяют сплетни и слухи (часто они не являются правдой), с ним отказываются общаться, его не берут в совместные школьные проекты, не приглашают гулять, не предлагают пойти в гости и т. д.- Физическая травля.
Кто-то более сильный отбирает у ребенка вещи, прячет или портит их. Бьет, толкает, пинает, запирает в школьном классе или туалете, угрожает тем, кто попытается встать на защиту.- Вербальный буллинг.
Ученику дают обидные прозвища, смеются над его внешним видом, одеждой, манерой говорить и т. д.- Кибербуллинг.
Угрозы, издевательства, оскорбления в соцсетях и мессенджерах. Демонстрация фото и видео, где ученик выставлен не в лучшем свете.
Говоря о том, что с этой проблемой сталкиваются дети и подростки, необходимо понять, что справится самому с буллингом чрезвычайно сложно.
Рассмотрим отличия конфликта от буллинга:
- Конфликты случаются непреднамеренно, а буллинг планируется.
- Конфликты происходят при равенстве сил, в буллинге – явное преимущество у агрессора.
- Буллинг есть там, где имеются различия между детьми.
- конфликт происходит тогда, когда есть непонимание между двумя сторонами и необходимо разрешить эту ситуацию. В буллинге нечего разрешать.
- Конфликты – естественное явление, буллинг – нездоровое явление.
- Конфликт – исчерпывающий, буллинг – повторяется снова и снова без явной на то причины.
Как понять, что ребенку плохо в классе, его отвергают:
- неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
- возвращается из школы подавленным;
- часто плачет без очевидной причины;
- никогда не упоминает никого из одноклассников;
- очень мало говорит о своей школьной жизни;
- не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;
- ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;
- одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
Что делать, если вы учитель, и в вашем классе буллинг?
- Следить. Если заметили ребенка, который внезапно замкнулся, обратите на него внимание.
Выйдите на перемене за ним в коридор, пройдите тихо сзади по пути в уборную, понаблюдайте в столовой.- Стараться избегать ярлыков при общении с детьми.
Даже если обнаружили, что обидчик назвал жертву «задохликом», не повторяйте эпитет, а спросите: «Ты придумал определение веса этого человека. Можешь нам рассказать, как оно сформировалось и почему ты решил предать его огласке?»- Взаимодействуйте с родителями детей.
Лично, на собраниях, в социальных сетях. Подпишитесь на аккаунты родителей и самих детей. Иногда дети пишут в статусах то, что не готовы сказать.- Не бойтесь хвалить учеников.
Здоровая похвала повышает самооценку. Помните золотое правило: «Хвали при всех, ругай наедине».- Будьте открытым.
К родителям, к детям из своего класса, из чужого класса, к любому школьному персоналу.- Берегите тайны детей.
Создайте анонимную почту, на которую каждый сможет написать о страхах и быть в безопасности.- Подавайте пример поведения ученикам.
Проводите тренинги и психологические игры с привлеченным специалистом. Тренируйте комфортное поведение в обществе среди детей своего класса.
Одно из направлений профилактики данного процесса является работа с родителями учащихся путем информирования о сути, структуре буллинга и способах решения данных проблем (проводится специалистами на общешкольном собрании или классным руководителем на родительском собрании).
“ Много зависит от учителя в возникшей серьезной проблеме. Педагог обязательно поможет разобраться в ситуации и проведёт воспитательные беседы, но не стоит забывать, что роль семьи в таких случаях важнее, и не нужно перекладывать ответственность.
Еще необходимо отметить такую ситуацию, где физическое насилие в семье – норма поведения. Ребенок растет среди насилия и это естественным проявлением общения. И это как раз тот случай, когда разговор с родителями о проблеме ребенка не просто не поможет, а усугубит ситуацию. Здесь пора подключать школьного психолога и сообщать инспектору по делам несовершеннолетних.
Д. В. Завьялова,
преподаватель психологии НСПК