АНПОО Национальный социально-педагогический колледж
Рейтинг: 5
Ежедневно 9:00 - 17:00 по Москве
Звонок по России бесплатный
Заказать звонок
Заказать звонок
Оставьте свои контакты в форме ниже.
Наш специалист свяжется с вами:
  • Главная
  • Новости
  • Директор лицея и преподаватель НСПК Оксана Иващененко раскрыла особенности работы учителем и руководителем

Директор лицея и преподаватель НСПК Оксана Иващененко раскрыла особенности работы учителем и руководителем

Преподаватель высшей категории и директор лицея Иващененко Оксана Николаевна рассказала о плюсах и минусах работы учителем, о карьерном росте и руководящих должностях в педагогике.

Время чтения — 13 минут.

Расскажите кратко о себе: профессиональный стаж, образование, профессиональные достижения.

Я директор Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 21», учитель истории и обществознания.

Мой профессиональный стаж — 25 лет. 

В 2006 году окончила Государственное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» по специальности «Учитель истории». В 2015 году — ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», получила специальность «Менеджмент», степень «Магистр».

Важными профессиональными достижениями считаю три даты:

  • 2012 год: стала автором учебного пособия «Интерактивное оборудование и Интернет-ресурсы в школе: обществознание 6-11 класс», тираж — 10 000 экземпляров.
  • 2015 год: под моим руководством был реализован крупный общешкольный проект-реконструкция «Парад Победы». В проекте участвовали 316 школьников, все педагоги лицея и, можно сказать, каждый родитель. На тот момент я была заместителем директора по воспитательной работе.
  • 2018 год: возглавила любимое образовательное учреждение — «Лицей № 21».

С сентября 2023 года стала педагогом НСПК. Преподаю дисциплины «Дополнительное образование: история и современность», «Проектирование и организация работы с педагогическим коллективом» и «Планирование, организация и социально-педагогическая поддержка деятельности детских общественных объединений».

Помните ли вы, когда и почему решили связать жизнь с педагогикой? С чего начинался ваш педагогический путь? С какой позиции в школе?

Школа окружала меня с самого детства. Моя мама — замечательный учитель, и эту любовь привила нам с сестрой, которая тоже стала педагогом. 

Любимая игра детства — школа: куклы и пришедшие гости получали задания, например написать диктант. У меня было все: и доска, и мел, и указка!

В 10 классе хотела стать учителем математики или английского языка. Но иногда события вокруг нас меняют планы. Так случилосьи в моем случае: 90-е годы были для всех сложными, в том числе и для системы образования: все тогда стремились стать юристами или экономистами. Еще повлиял переезд семьи. 

В итоге после школы пошла учиться по юридическому направлению. Несмотря на это, после окончания колледжа с дипломом отличия устроилась в школу учителем обществознания. И мама стала моим первым педагогом-наставником: учила писать конспекты уроков и заполнять журналы, давала методические советы.

Вы с самого начала планировали «дорасти» до руководящей должности? Или это пришло со временем?

Желание профессионально расти возникало поэтапно, но обосновано, когда я внутренне понимала, что могу выполнить более сложные обязанности и принести положительный результат.

Кто может прийти в школу работать учителем? Берут ли в школу студентов и выпускников колледжей?

Да, последние изменения в законодательстве создали такую возможность для студентов старших курсов и колледжей, обучающихся по направлению подготовки «Образование и педагогические науки». Они имеют право преподавать в школах при условии успешного прохождения промежуточной аттестации за три последних года учебы — для вуза, за два — для колледжа. 

Считаю, это прекрасный шанс и для студентов, которые получают практические навыки, и для школ, так ждущих молодых педагогов.


Как отличаются требования к педагогу начальных классов и учителю-предметнику? 

На этот вопрос мне сложно ответить, так как опыта работы с начальной школой у меня нет. Я всегда работала в образовательных организациях, которые реализуют программы основного и среднего общего образования. Но считаю, что быть учителем начальных классов — сложно и ответственно, ведь начальная школа закладывает фундамент для дальнейшего обучения.

К любому учителю, в том числе и к молодому специалисту, предъявляют общие требования: 

  • знание преподаваемого предмета, теории педагогики, психологии и методики;
  • ответственность и дисциплинированность, так как учитель — это пример для своих учеников;
  • умение применить нужные технологии, приемы и методы для изучения конкретной темы урока или занятия.

Какие сложности поджидают начинающего учителя в школе?

Как правило, это дисциплина на уроке и его ограниченность во времени. 

Студенты приходят с хорошими теоретическими знаниями и стремятся передать своим ученикам как можно больший объем. Тут и возникает сложность: урок всего 40-45 минут, и дети не готовы все это время дисциплинированно слушать с открытым ртом.

Кто и как помогает педагогу справляться с трудностями? Как проходит адаптация нового учителя в школе? 

Сегодня в школах возрождается наставничество. Наставником может быть более опытный коллега, не обязательно того же профиля. 

Принимая на работу молодого специалиста, я всегда советую: «Найди в коллективе коллегу, чья методика преподавания тебя заинтересует, удивит, и стань его помощником». Когда таким способом формируются наставнические пары, достигается лучший результат.

Оксана Иващененко
В большинстве школ методическое сопровождение традиционно оказывает заместитель директора по учебно-методической работе.

Если приходит опытный коллега, не менее важным является его сопровождение, так как каждая организация имеет традиции, особенности и нюансы образовательного и трудового процесса. И важно, чтобы новый учитель легко «вошел» в коллектив и с настроением и желанием приходил в школу. Роль наставника может выполнять любой сотрудник. У нас в учреждении — это педагог-психолог, и каждый заместитель директора сопровождает в своей области.

В чем вы видите плюсы и минусы работы учителем в классе? 

Работать учителем сложно, так как нужно уметь переключить внимание с себя на другого человека — ребенка, быть заинтересованным в его жизни и развитии. 

Несомненный плюс в профессии учителя — это радость, профессиональное удовлетворение от достижений учеников!

Еще учительство — это постоянное творчество и свобода. Учитель сам вправе выбирать методику преподавания. Какую технологию и форму урока или занятия выбрать? Какие приемы применить? Кого спросить? Все это в руках учителя. Никто не стоит над ним и не контролирует каждый шаг.

Я считаю, что минусы есть в каждой профессии. В работе учителя это постоянная включенность в жизнь других людей и активность. Все это может привести к профессиональному выгоранию. Но и здесь есть «рецепт» — тайм-менеджмент и спорт.

Как может расти учитель горизонтально, т. е. без повышения в должности? Какие возможности для этого дает школа? 

Горизонтальный рост — это значит стать учителем с большой буквы, мастером своего дела! Нужно владеть глубокими знаниями, уметь творчески организовать процесс познания для ребенка и смотивировать его к дальнейшему развитию. 

Мастерство нарабатывается годами. Для этого учитель должен не бояться быть в роли ученика: разностороннего, интересующегося, развивающегося, уверенного в своих силах и возможностях, ставящего смелые цели и идущего к ним. Для этого в нашей стране созданы все условия. 

Прежде всего, это система профессионального развития и личностного роста как для опытных, так и для молодых педагогов: центр знаний «Машук», образовательный центр «Сириус», образовательные стажировки и разноуровневые профессиональные конкурсы.Один из самых интересных — проект «Флагманы образования», девизом которого является «От личного успеха к развитию системы образования России». 

Участвуя в активностях, учитель расширяет свои профессиональные знания, развивает лидерские способности и общается в профессиональных сообществах.

Бросая себе новые и новые вызовы — конкурс, мастер-класс, проект, учитель становится примером для ученика и зажигает огонь в себе, чтобы потом освещать им путь для других. 


А вертикально? На какие более высокие должности он может претендовать и при каких условиях? Давайте остановимся на некоторых из них: что нужно, чтобы стать завучем, методистом, замдиректора или директором? 

Вертикальный рост — это переход на более высокую должность, предполагающейрасширение функциональной роли учителя, его ответственности и значимости его педагогической деятельности. Он несет более насыщенный по содержанию результат.

Чаще всего первоклассные заместители директора по учебно-методической работе, методисты и тьюторы вырастают из хороших и опытных учителей, владеющих педагогическими технологиями, приемами, методами и знающих особенности образовательного процесса. Соответственно, заместители директора по воспитательной работе — из опытного, творческого классного руководителя.

Чтобы кем-то управлять, нужно самому пройти этот профессиональный путь.

С 1 сентября 2023 года вступил новый порядок аттестации педагогических работников. Одна из основных задач — стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения квалификации и профессионального, личностного и карьерного роста. 

Традиционные первая и высшая квалификационные категории дополнены новыми: «педагог-методист» и «педагог-наставник». На них могут претендовать педагогические работники высшей категории. 

Всегда в школе считалось престижным быть учителем высшей категории — к этому устремился каждый педагог. Теперь созданы условия для дальнейшего роста. Как руководитель, считаю это важным нововведением для организации деятельности по мотивации профессионального развития учителя. 


Школа помогает учителям достигать этих более высоких должностей? Каким образом? 

Традиции системы образования — это учить не только детей, но и своих коллег. Поэтому в школе хорошо поставлен вопрос по подготовке кадрового резерва: наставничество, помощь в подготовке к участию в профессиональных конкурсах, индивидуальные маршруты профессионального развития. И просто привлекаем коллег, которые проявляют интерес к управленческой работе, к организации открытых семинаров, конференций и т. д.

Какому педагогу подходит управленческая работа в этих позициях? Какие качества нужны тому, кто хочет перейти в эти должности?

Управленческая работа подходит человеку-лидеру, который:

  • обладает организаторскими способностями, навыком тактического и стратегического планирования и прогнозирования;
  • умеет выходить «из зоны комфорта», стремится к неизведанному и неопробованному;
  • делегирует своим подчиненным, управляет временем и берет на себя ответственность.

Что нужно делать учителю, который хочет со временем «дорасти» до управляющей позиции? В каких активностях участвовать? Какие навыки в себе развивать? 

Нужно участвовать в профессиональных событиях: конкурсах, стажировочных площадках и т. д. Есть мероприятия, предназначенные для управленцев. Например, в конкурсе «Флагманы образования» есть специальная номинация для управленцев. 

И конечно, нужно проявлять и заявлять о себе профессионально!

Самые важные для директора — управленческие навыки. Как вы думаете, их можно развить в себе или с ними надо только родиться? Можете поделиться, как развивали их в себе?

Управленческие навыки можно и нужно развивать. 

Если говорить об учителе, то он управляет деятельностью обучающихся на уроке, в классном коллективе.

Мой профессиональный путь — это проба себя от учителя до заместителя директора и директора. Всегда ставлю цель идти вперед, не бояться, открывать для себя в профессии что-то новое!


На ваш взгляд, какие плюсы и минусы в управленческой работе? 

Управленческая деятельность сложна вследствие своей многозадачности и ответственности. 

Каждый руководитель формирует свою систему управления, поэтому нужно время для ее осознания и конструирования. Вот когда все понимают правила функционирования этой системы, и прежде всего сам руководитель, — наступает этап слаженной, командной работы. И минус меняется на плюс.


Многие учителя не хотят идти на управленческие позиции, так как будут скучать по детям. Что думаете об этом? Сами скучаете по непосредственной работе с детьми? 

Я считаю, что директор всегда должен оставаться учителем в классе (предметником), вести урок, знать методики и технологии. Ведь он основной архитектор всего образовательного пространства школы. 

Поэтому я не скучаю по детям, а веду занятия и общаюсь с учениками на уроке и перемене. Это помогает директору и заместителю директора видеть школу, ее достижения и проблемы в горизонтали и принимать более эффективные управленческие решения.

Куда можно расти дальше после директора? Какой дальнейший путь развития возможен для самых амбициозных педагогов? 

В нашей стране много возможностей для развития карьеры, и образование не исключение. Если остаться в системе образования — это значит уйти из школы в управленческую деятельность: муниципальные органы управления образования, министерство или институты развития «учить учителей». Учителя становятся бизнес-тренерами.


Какой совет вы бы дали тем, кто хочет стать учителем? Как им понять, как и в каких направлениях развиваться? 

Никогда не останавливайтесь на одном месте. В профессии «учитель» много интересного и удивительного.

Всегда есть место для нового открытия, нужно только искать свой профессиональный, особенный путь! И гордиться победами и достижениями не только своих учеников, но и собственными. 
Подберем программу среднего профессионального образования
БЕСПЛАТНО!
Ответьте всего на 4 вопроса
Получить консультацию
Оставьте свои контакты в форме ниже.
Наш специалист свяжется с вами:
Подайте заявку прямо сейчас

Мы подскажем, какая программа подойдет Вам лучше всего!

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике