Национальный
Социально-Педагогический
Колледж
Преподаватель высшей школы, кандидат педагогических наук и доцент Наумов Александр Анатольевич рассказал, что такое подлинная инклюзия и какие проблемы существуют в обучении детей с особыми образовательными потребностями.
Время чтения — 20 минут.
Я кандидат педагогических наук, доцент. Общий стаж педагогической работы — 27 лет.
Свою педагогическую деятельность начинал в качестве социального педагога в центре реабилитации детей-инвалидов. Затем работал заведующим отделением и ведущим специалистом по реабилитации, параллельно вел кружковую работу с детьми с инвалидностью.
Отработав 8 лет непосредственно с детьми и взрослыми с инвалидностью, в 2005 году, после защиты кандидатской диссертации, перешел на преподавательскую работу в Пермский государственный педагогический университет, где и работаю сейчас.
В течение 16 лет являюсь экспертом Министерства образования и науки Пермского края по присвоению высшей квалификационной категории учителям-дефектологам и учителям, работающим с детьми с ОВЗ.
Я имею опыт работы с детьми разного возраста. Так, в центре реабилитации инвалидов приходилось работать с детьми от полутора до 18 лет, в краевом центре реабилитации инвалидов — со взрослыми.
В настоящее время работаю со студентами, среди которых также встречаются люди с инвалидностью, например с тяжелыми формами ДЦП.
Под инклюзией понимается совместное обучение, в рамках одного класса, обычных детей и детей с инвалидностью. Но инклюзивная педагогика — это прежде всего про детей, про всех детей, которые должны обучаться вместе и имеют неотъемлемое право на успех. Это про детей, для которых школа должна стать местом притяжения, а учеба — любимым занятием.
Мне нравится позиция Ш. А. Амонашвили — «Любить детей такими, какие они есть». Это когда мы принимаем детей здоровых и детей, имеющих инвалидность, с одинаковым правом на понимание и успех.
Принцип инклюзии — «Все дети равны». Но это вовсе не означает, что ребенка с инвалидностью помещают в обычную школу, говоря при этом: «Теперь ты как все». Это пародия на инклюзию.
Подлинная инклюзия — это когда создают равные стартовые возможности для всех детей, применяя индивидуальный подход. Чем же тогда привлекательна инклюзия? Здесь создается ситуация успеха не только для детей с инвалидностью, но и для детей, неуспешных в обучении, имеющих проблемы с поведением и т. д.
Инклюзивное образование— это совместное обучение детей с инвалидностью и здоровых детей в условиях одного класса по разным образовательным программам, соответствующим их образовательным возможностям. Здесь необходимо включение таких специалистов, как учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед и др.
Конечно, для осуществления подлинной инклюзии в школах нужны специалисты, подготовленные педагоги, знающие методики работы с детьми с ОВЗ. И наконец, нужно хорошее финансирование школ. Но мы видим, что специалистов, к сожалению, не хватает, а о достаточном финансировании не приходится даже и мечтать.
Специальное образованиепредусматривает обучение детей одной нозологической группы (имеющих одинаковые нарушения развития) в условиях отдельной образовательной организации, где есть специально подготовленные учителя-дефектологи, а учителя общеобразовательных предметов владеют методиками работы с такими детьми. В этих школах, в отличие от общеобразовательных и инклюзивных, малая наполняемость класса — всего до 15 человек.
Проблема состоит в том, что таких школ очень мало, поэтому они, в большинстве своем, школы-интернаты. То есть ребенок начиная с 7 лет вынужден в понедельник уезжать из семьи, жить в интернате до пятницы-субботы, а затем возвращаться. Такого ребенка практически не видят родные, он во многих случаях не социализирован в пространстве собственной семьи и не умеет общаться со здоровыми сверстниками. То есть после окончания школы для такого ребенка трудна адаптация в мире здоровых сверстников.
Коррекционная педагогика— прежнее название специальной педагогики или науки, которая изучает образование и воспитание лиц с особенностями психофизического развития.
Уже более десяти лет инклюзивное образование является реальностью в современном российском образовательном пространстве. То, что казалось десять лет назад сказкой или фантастикой, сегодня стало реальностью.
Становление инклюзивного образования началось задолго до 2012 года. Конечно, назвать данный процесс инклюзией можно весьма условно, поскольку ребенку с инвалидностью (про ОВЗ тогда не слышали) требовалось самому включиться в образовательный процесс, подстраиваясь под требования учителей. Тем не менее уже тогда, в советской школе, были педагоги, которые пытались адаптировать образовательный процесс для ребенка с инвалидностью. При наличии только внутришкольного выпускного экзамена и отсутствии ОГЭ и ЕГЭ это давало свои положительные результаты.
Рассматривая понимание инклюзивного образования в России, приходится констатировать, что оно так и осталось на уровне «обеспечения равного доступа» согласно общепринятому российскому определению из ФЗ № 273 — «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Иначе говоря, в современных школах уже на законных основаниях появились дети с ОВЗ, однако там для них не созданы комфортные условия для обучения, отвечающие их особым образовательным потребностям.
То есть детей с ОВЗ в массовую школу привели, и считается, что миссия выполнена. Это происходит оттого, что в современных реалиях многие педагоги и управленцы от образования так и не понимают подлинного смысла инклюзивного образования, принимая порой факт открытия в школе коррекционного или ресурсного класса за подлинную инклюзию. Они забывают или не знают тот факт, что классическая инклюзия подразумевает именно обучение детей в школах по месту жительства совместно с другими детьми в условиях одного класса или группы.
В последнее время инклюзия стала неким брендом, под которым многие управленцы от образования и прочие пытаются поставить свои имена, включить в отчет по показателям наличие отдельных классов для детей с ОВЗ и ресурсных классов. Ситуация обостряется в настоящее время тем, что все это приобретает массовый характер.
Отмечу, что ресурсные — это классы в общеобразовательной школе, в которых дети с ОВЗ, особенно со значительными нарушениями развития, начинают обучаться с целью дальнейшей инклюзии в массовый класс. В дальнейшем для ребенка с ОВЗ, инклюзированного в массовый класс, могут при необходимости проводиться некоторые уроки в ресурсном классе.
Сегодня практически любая школа может отчитаться наличием инклюзивного обучения, однако его качество оставляет желать лучшего. Родители детей с ОВЗ, отдавая их в школы, часто не советуются с педагогами-дефектологами и решают определить своего ребенка в массовую школу, не задумываясь о том, подойдет ли их ребенку инклюзивное образование. Ведь подобное разрешено без каких-либо оговорок в ФЗ 273 «Об образовании в РФ».
Отдав ребенка в массовую школу, где по закону должно быть инклюзивное образование, родитель как бы успокаивается, сравнивая своего ребенка с собой в детстве, дескать: «Я тоже ходил в массовую школу, как и мой ребенок сейчас, следовательно, никаких проблем и ограниченных возможностей у него нет». А возникающие в период обучения трудности списываются на «некомпетентность» педагогов. Это способствует возрастанию конфликтной ситуации в школах.
А что хорошего есть? То, что об этой проблеме стали открыто говорить. Педагоги начали смело заявлять о проблемах инклюзии, непроработанности методического обеспечения инклюзивного образовательного процесса и необходимости реальной материальной поддержки педагогов.
Удельный вес рождения детей с отклонениями развития постоянен, то есть увеличивается рождаемость — увеличивается и абсолютный прирост детей с нарушениями развития.
Более того, наши врачи добились определенных успехов в неонатологии — научились спасать детей, имеющих достаточно серьезные натальные проблемы. Но выжившие дети в абсолютном большинстве имеют нарушения развития, что тоже дает их прирост.
Востребованность педагогов, умеющих работать с детьми с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного образования, год от года будет только расти. Это вызвано тем, что увеличивается количество детей с ОВЗ, причем как в специальных, так и инклюзивных школах.
Родители детей с ОВЗ стали чаще отдавать своих детей именно в общеобразовательные школы. Следовательно, такие педагоги должны появиться в каждом ДОУ, в каждой школе и в каждой организации, занимающейся профессиональным образованием.
Количество специальных педагогов должно увеличиваться, ведь потребность школ в них огромная. Я ранее говорил об увеличении в коррекционных и массовых школах детей с ОВЗ, но давайте посмотрим еще на детей, имеющих различные трудности в обучении. Это не дети с ОВЗ, но им трудно воспринимать материал на уроках. И специальные педагоги могут с ними работать, давая индивидуальные занятия и рекомендации учителям по работе с такими детьми.
Специальный педагог будет востребован и в частной практике.
Если говорить о педагогах инклюзивного образования, то тут может быть такое разделение:
Педагогам, непосредственно организующим образовательный процесс, необходимо уметь работать в полисубъектном коллективе. При этом они должны понимать, что у детей могут быть разные образовательные потребности, поэтому важно овладевать различными методиками и технологиями работы с детьми. Это требует большей отдачи, буквального погружения в методическую работу. Но практика показывает, что в дальнейшем это стимулирует более интенсивное профессиональное развитие педагога и возрастание его востребованности на рынке труда.
Еще такая практика полезна для профессионального роста и сопровождающих специалистов. Более того, умение взаимодействовать с такими педагогами в условиях инклюзивного образования формирует у них умение работать в команде и обретать знания из смежных дисциплин. Это тоже способствует профессиональному развитию педагога.
Современный педагог инклюзивного образования должен быть креативным, творческим и понимающим детей, как с ОВЗ, так и без ОВЗ.
Родители детей нормотипически развивающихся и с ОВЗ ждут от такого педагога прежде всего понимания их ребенка, человечности.
Что же касается работодателей, то они не понаслышке знают проблемы инклюзивного образования, что в таких классах есть дети с ограниченными возможностями и инвалидностью, есть их родители, есть нормотипически развивающиеся дети и их родители. Здесь достаточно взрывоопасная среда для возникновения конфликтов. Так вот работодателям надо, чтобы таких конфликтов не было, чтобы с успеваемостью в классе все было замечательно.
Действительно, очень велика угроза профессионального выгорания.
Лет десять назад, когда инклюзивное образование в России делало свои первые и робкие шаги, были педагоги-энтузиасты, которые уже тогда добивались грандиозных результатов в инклюзии. Благодаря им наш регион (Пермский край) вышел на лидирующие позиции в России в области инклюзивного образования. Но, добившись таких результатов, талантливые педагоги начали выгорать и покидать сферу образования, потому что им тогда никто не помог.
Педагог инклюзивного образования — это бриллиант от педагогики, таких людей необходимо ценить и поощрять.
Что поможет справляться с профессиональным выгоранием:
На мой взгляд, проблемы могут быть связаны:
Как преодолеть эти трудности?
Прежде всего, педагогу необходимо постоянно повышать свой методический уровень, находиться в непрерывном методическом поиске, посещать и проводить различные методические семинары, «прокачивать» свои навыки работы с той или иной категорией детей с ОВЗ.
Еще необходимо тесно сотрудничать со специалистами службы сопровождения школы и с городским или районным центром психолого-педагогического сопровождения. Это важно для помощи в формировании микроклимата в классе, во взаимодействии с родителями детей и при отборе методик для работы с той или иной категорией детей.
После окончания образовательного учреждения выпускник может устроиться на такие должности:
Выпускник может работать в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования и организациях социальной защиты населения.
Пути развития специалиста могут быть самыми разными. Часто это окончание педагогического вуза после колледжа. Подходящие специальности:
В дальнейшем можно повысить уровень своего образования по программам магистратуры или аспирантуры.
Необходимо постоянно развиваться профессионально, получая дополнительное образование на курсах повышения квалификации и на различных семинарах.
Для этого необходимо быть признанным специалистом в своей области, вести методическую работу, быть активным участником или руководителем творческих и проблемных групп или методических объединений, проводить открытые занятия, участвовать в конкурсах и проектной деятельности, достигать хороших результатов у обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
Если вы выбираете для себя инклюзивную педагогику как область своей профессиональной деятельности, то здесь можно порекомендовать начинать заниматься этой тематикой уже во время обучения:
Доступны рассрочка платежа и образовательный кредит с господдержкой.
Закажите звонок, и специалист расскажет детали.
Мы подскажем, какая программа подойдет Вам лучше всего!
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике