АНПОО Национальный социально-педагогический колледж
Рейтинг: 5
Ежедневно 9:00 - 17:00 по Москве
Звонок по России бесплатный
Заказать звонок
Заказать звонок
Оставьте свои контакты в форме ниже.
Наш специалист свяжется с вами:
  • Главная
  • Новости
  • Преподаватель НСПК Инна Борисенко раскрыла роль наставничества в педагогике и спорте

Преподаватель НСПК Инна Борисенко раскрыла роль наставничества в педагогике и спорте

Преподаватель высшей квалификационной категории, методист, педагог с 27-летним стажем Борисенко Инна Михайловна рассказала о наставничестве в спорте и поделилась профессиональным взглядом на работу учителя. Инна Михайловна преподает дисциплины в области физической культуры и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Время чтения не больше 11 минут.

 Борисенко Инна Михайловна

Расскажите кратко о себе: ваш профессиональный стаж, образование, достижения

В 1997 году окончила Камчатский государственный педагогический институт по специальности «История», квалификация — «Учитель истории».

В 2016 году прошла профессиональную переподготовку в КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж» по дополнительной профессиональной программе «Физическая культура».

К числу достижений могу отнести:

  • Опыт работы с обучающимися, имеющими особые возможности здоровья, в Центре дистанционного обучения детей.
  • Опыт работы в социальном образовании мигрантов.
  • Опыт работы в Аттестационной комиссии края (по аттестации педагогических работников).
  • Руководство музеем колледжа в качестве педагога дополнительного образования.
  • Участие в составе педагогического коллектива в разработке социально-педагогического проекта «На пороге будущего» (тьюторское сопровождение профессионально-личностного становления будущего педагога).
  • Наставничество. Стаж наставнической деятельности — 12 лет.

C 2009 года возглавляю предметно-цикловую комиссию преподавателей. Основная направленность — создание психологически комфортной образовательной среды, способствующей легкой адаптации начинающих специалистов в коллективе, раскрытию личностного, профессионального и творческого потенциала молодых педагогов.

Работу с молодыми специалистами выстраиваю по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, включая составление портфолио достижений начинающего педагога, взаимопосещение учебных занятий и воспитательных мероприятий, индивидуальные консультирования.

Применение адресного подхода к молодым специалистам способствовало непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию пяти педагогических работников. 

Самореализация молодых специалистов в педагогической профессии нашла свое отражение в аттестации на первую и высшую категорию, в реализации функций классного руководителя, в призовых местах профессиональных конкурсов, в разработке учебно-методических материалов, в проектной и инновационной деятельности.

В 2011 году награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. 

В 2018 году присвоено звание «Почетный работник образования Российской Федерации». 

В 2023 году награждена почетным знаком Камчатского края «За заслуги в наставничестве».

 

Расскажите, в чем заключается наставничество в образовании? Для чего оно нужно?

Наставничество в современном динамичном мире — это эффективный инструмент личностного развития, расширения возможностей, формирования новых навыков и компетенций. 

Как метод обучения персонала, наставничество востребовано во многих российских компаниях. Такое обучение оказывает благоприятное влияние не только на стажера, но и на самого наставника и на всю организацию в целом. Существует мнение, что с помощью наставника любой человек за короткий срок способен усвоить опыт целой человеческой жизни и пойти дальше.

2023 год объявлен Президентом РФ Годом педагога и наставника. Это не случайно. В современных условиях, в рамках непрерывного образования, наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы.

Кто может стать наставником? Какие нужны знания, навыки, компетенции наставнику? 

Роль наставника может выполнить любой опытный сотрудник, владеющий определенными навыками, имеющий нужный опыт и большой стаж работы в организации или в определенной области. 

Вместе с тем наставник должен суметь правильно и доходчиво донести до наставляемого нужную информацию, то есть иметь педагогические навыки. И важно иметь системное представление о работе организации в целом и отдельного подразделения в частности.

В настоящее время реализуется много форм, видов и моделей наставничества, поэтому наставниками могут быть учащиеся, студенты и представители сообществ выпускников, педагоги и должностные лица образовательной организации, сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций.

Какие личные качества нужны наставнику? 

Наставник должен стать примером для молодого специалиста. Ему важно:

  • быть готовым учить и учиться;
  • открытым;
  • честным;
  • успешным;
  • лояльным;
  • стрессоустойчивым.

Наставник должен обладать самоорганизацией и контролем, уметь прийти на помощь в любой момент, помочь достичь профессионализма.

Наставника можно сравнить с человеком, который выполняет роль кумира, защитника интересов, проводника, консультанта, контролера.

Может ли студент колледжа, например НСПК, стать чьим-то наставником? 

Да. Если в колледже есть студенты, мотивированные помочь обучающимся младших курсов в развитии их образовательных, профориентационных, спортивных, творческих результатов деятельности и в вопросах адаптации, то они вполне могут реализовать себя в модели наставничества «студент-студент». 

Данная модель позволяет транслировать лучшие достижения, способствует коррекции и снятию эмоционального напряжения, эффективности профессионального развития студентов и формирует личностные качества, способствующие успешному профессиональному становлению.

Помощь необходима студентам, которые только привыкают к новой (заочно-дистанционной) системе обучения и оказываются в стрессовой ситуации. Им нужно привыкнуть к тому, что необходима систематическая работа в личном кабинете системы дистанционного обучения. Наряду с общеобразовательными предметами, появляются профессиональные дисциплины, а занятия имеют несколько форматов: лекции, практические занятия, учебные и производственные практики и другие.

Как наставничество проявляется в области спорта?

Как наставничество проявляется в области спорта

В спорте наставничество — необходимый элемент создания коллектива, выстраивание линии взаимодействия как между тренером и воспитанниками, так и между воспитанниками. А еще это трансляция ценностей. 

В роли наставника выступают более старшие по возрасту и опытные спортсмены, обладающие важными знаниями, опытом и ресурсами. Наставник в спортивной секции не только обладает спортивным мастерством, но и являет собой пример нравственности. Он хорошо знаком с традициями, правилами и устоями, обладает свойственными спортсменам ценностными ориентациями личности. Выступая в роли наставника, такие спортсмены помогают тренеру-преподавателю как в реализации образовательной деятельности, так и при проведении воспитательной работы.

Подготовка судей, организация соревнований по видам спорта, популяризация ВФСК «ГТО» — далеко не полный перечень возможностей для применения системы наставничества в спорте.

Важное значение в наши дни приобретает наставническая деятельность спортивных волонтеров. Такой наставник может привлекать детей и подростков к совместной организации и участию в спортивных мероприятиях, праздниках, акциях и конкурсах.

Насколько часто профессиональные спортсмены переходят именно к тренерской деятельности и почему?

Да, очень часто мы видим, как хорошо выступавший и показывающий значительные результаты в своей спортивной карьере спортсмен переходит на тренерскую работу (пробует себя в тренерстве практически каждый спортсмен, достигший определенных результатов в спорте).

Почему? Это переход на новый профессиональный уровень. Возможность стать тренером предоставляет уникальную возможность для самореализации и профессионального роста спортсмена. Для многих это возможность делиться своими знаниями, опытом и навыками с другими, помогать им развиваться и достигать своих целей. 

Важную роль играет гибкий график работы, возможность самостоятельно планировать свое рабочее время и адаптировать его под себя, реализация лидерских качеств и, наконец, источник дохода.

При этом часто профессиональные спортсмены сталкиваются с тем, что все спортивные достижения не являются основным и достаточным условием успешной тренерской работы. Потому что тренер — это многогранная профессия.

Кому стоит становиться тренером? Человеку с какими качествами, жизненной позицией? 

Тренер — это специалист в определенном виде спорта. Он руководит обучением спортсменов и подготовкой к соревнованиям. В каждом виде спорта свои особенности, поэтому тренер должен быть профессионалом своего дела. Его цель — раскрыть талант и развивать навыки своих воспитанников.

Тренер должен быть дисциплинированным, ответственным, терпеливым и настойчивым. Он должен быть честным, уметь признавать свои ошибки, быть готовым и открытым для обратной связи. И ему необходимо уметь работать с воспитанниками разного уровня подготовки.

Какие требования предъявляются к современному тренеру? Что от него ждут родители? Дети? Работодатели? 

Деятельность тренера — это, в первую очередь, педагогическая деятельность. Она предъявляет к личности тренера определенные требования, которые проявляются в коммуникативных, организационных, конструктивных, интеллектуальных и двигательных способностях. 

Поэтому на первый план выходят твердый характер, устойчивость к психическому напряжению, независимость, реалистичность взглядов, высокая авторитарность, т.е. стремление управлять воспитанниками, основываясь на своем мнении, и стремление к победе в спорте, к высоким достижениям.

Родители предъявляют к тренеру множество требований, среди которых: развитие спортивных способностей детей до профессионального мастерства и достижения побед, мотивация к здоровому образу жизни, продуктивное общение, воспитание волевых качеств личности.

Для детей тренер — образец для подражания, авторитет, личность. Тренер мотивирует воспитанников на достижение высоких целей в жизни, спорте. А по достижении поставленной цели ставит новую.

Эффективность деятельности тренера зависит от уровня педагогического мастерства, которое нарабатывается с опытом. Поэтому работодатели ждут от тренера профессионального руководства тренировочным процессом, мастерства и высоких побед его воспитанников.

В каких организациях и как может работать тренер? Как может развиваться и предлагать свои услуги? 

Чаще всего тренер работает в специализированных учебно-спортивных учреждениях (ДЮСШ, училища олимпийского резерва), физкультурно-спортивных организациях (спортклубах, секциях и пр.), в сборных командах ведомств, в добровольных спортивных обществах, в сборных национальных командах. 

Многочисленные исследования показывают, что для тренеров, которые быстро воспринимают все новое, характерно стремление к творчеству — они не замыкаются на узкой программе действий. Они активно общаются с коллегами, в курсе всех событий, знают все о своем виде спорта в масштабах страны и на международной арене. Пробуют себя в роли персонального тренера, выходя на уровень индивидуальной работы с воспитанником. 

Многие тренеры сотрудничают с клубами, которые имеют контракты с корпоративными клиентами. Разрабатывают программы тренировок.

Как вы считаете, для чего тренеру педагогическое образование?

Во-первых, в России тренерам присвоен статус педагога, поэтому на них распространяются обязанности, права и социальные гарантии, действующие в нашей стране для педагогических работников.

Во-вторых, имея непосредственное отношение к педагогическому процессу, тренер, помимо физического воспитания, спортивной подготовки и тренировок, должен знать основы психологии, нормативные документы, регламентирующие физкультурно-спортивную деятельность, правила и нормы пожарной безопасности и охраны труда, правила оказания первой помощи и многое другое.

Какие рекомендации можете дать студентам колледжа, обучающимся на педагогов дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности? Как им стать хорошими, профессиональными и востребованными тренерами? 

Советую:

  1. Ставить цели и достигать их.
  2. Непрерывно повышать свои знания. Развивать профессиональную интуицию. 
  3. Владеть методикой обучения и тренировки в своей спортивной специальности.
  4. Хорошо знать смежные дисциплины: физиологию, педагогику, психологию.
  5. Систематически заниматься изучением и воспитанием своих подопечных. 
  6. Быть для них примером.
  7. Искать путь к сердцу каждого своего воспитанника.
  8. Иметь свой педагогический стиль.
Подберем программу среднего профессионального образования
БЕСПЛАТНО!
Ответьте всего на 4 вопроса
Получить консультацию
Оставьте свои контакты в форме ниже.
Наш специалист свяжется с вами:
Подайте заявку прямо сейчас

Мы подскажем, какая программа подойдет Вам лучше всего!

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике