Национальный
Социально-Педагогический
Колледж
Преподаватель высшей квалификационной категории, методист, педагог с 27-летним стажем Борисенко Инна Михайловна рассказала о наставничестве в спорте и поделилась профессиональным взглядом на работу учителя. Инна Михайловна преподает дисциплины в области физической культуры и физкультурно-оздоровительной деятельности.
Время чтения не больше 11 минут.
В 1997 году окончила Камчатский государственный педагогический институт по специальности «История», квалификация — «Учитель истории».
В 2016 году прошла профессиональную переподготовку в КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж» по дополнительной профессиональной программе «Физическая культура».
К числу достижений могу отнести:
C 2009 года возглавляю предметно-цикловую комиссию преподавателей. Основная направленность — создание психологически комфортной образовательной среды, способствующей легкой адаптации начинающих специалистов в коллективе, раскрытию личностного, профессионального и творческого потенциала молодых педагогов.
Работу с молодыми специалистами выстраиваю по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, включая составление портфолио достижений начинающего педагога, взаимопосещение учебных занятий и воспитательных мероприятий, индивидуальные консультирования.
Применение адресного подхода к молодым специалистам способствовало непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию пяти педагогических работников.
Самореализация молодых специалистов в педагогической профессии нашла свое отражение в аттестации на первую и высшую категорию, в реализации функций классного руководителя, в призовых местах профессиональных конкурсов, в разработке учебно-методических материалов, в проектной и инновационной деятельности.
В 2011 году награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.
В 2018 году присвоено звание «Почетный работник образования Российской Федерации».
В 2023 году награждена почетным знаком Камчатского края «За заслуги в наставничестве».
Наставничество в современном динамичном мире — это эффективный инструмент личностного развития, расширения возможностей, формирования новых навыков и компетенций.
Как метод обучения персонала, наставничество востребовано во многих российских компаниях. Такое обучение оказывает благоприятное влияние не только на стажера, но и на самого наставника и на всю организацию в целом. Существует мнение, что с помощью наставника любой человек за короткий срок способен усвоить опыт целой человеческой жизни и пойти дальше.
2023 год объявлен Президентом РФ Годом педагога и наставника. Это не случайно. В современных условиях, в рамках непрерывного образования, наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы.
Роль наставника может выполнить любой опытный сотрудник, владеющий определенными навыками, имеющий нужный опыт и большой стаж работы в организации или в определенной области.
Вместе с тем наставник должен суметь правильно и доходчиво донести до наставляемого нужную информацию, то есть иметь педагогические навыки. И важно иметь системное представление о работе организации в целом и отдельного подразделения в частности.
В настоящее время реализуется много форм, видов и моделей наставничества, поэтому наставниками могут быть учащиеся, студенты и представители сообществ выпускников, педагоги и должностные лица образовательной организации, сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций.
Наставник должен стать примером для молодого специалиста. Ему важно:
Наставник должен обладать самоорганизацией и контролем, уметь прийти на помощь в любой момент, помочь достичь профессионализма.
Наставника можно сравнить с человеком, который выполняет роль кумира, защитника интересов, проводника, консультанта, контролера.
Да. Если в колледже есть студенты, мотивированные помочь обучающимся младших курсов в развитии их образовательных, профориентационных, спортивных, творческих результатов деятельности и в вопросах адаптации, то они вполне могут реализовать себя в модели наставничества «студент-студент».
Данная модель позволяет транслировать лучшие достижения, способствует коррекции и снятию эмоционального напряжения, эффективности профессионального развития студентов и формирует личностные качества, способствующие успешному профессиональному становлению.
Помощь необходима студентам, которые только привыкают к новой (заочно-дистанционной) системе обучения и оказываются в стрессовой ситуации. Им нужно привыкнуть к тому, что необходима систематическая работа в личном кабинете системы дистанционного обучения. Наряду с общеобразовательными предметами, появляются профессиональные дисциплины, а занятия имеют несколько форматов: лекции, практические занятия, учебные и производственные практики и другие.
В спорте наставничество — необходимый элемент создания коллектива, выстраивание линии взаимодействия как между тренером и воспитанниками, так и между воспитанниками. А еще это трансляция ценностей.
В роли наставника выступают более старшие по возрасту и опытные спортсмены, обладающие важными знаниями, опытом и ресурсами. Наставник в спортивной секции не только обладает спортивным мастерством, но и являет собой пример нравственности. Он хорошо знаком с традициями, правилами и устоями, обладает свойственными спортсменам ценностными ориентациями личности. Выступая в роли наставника, такие спортсмены помогают тренеру-преподавателю как в реализации образовательной деятельности, так и при проведении воспитательной работы.
Подготовка судей, организация соревнований по видам спорта, популяризация ВФСК «ГТО» — далеко не полный перечень возможностей для применения системы наставничества в спорте.
Важное значение в наши дни приобретает наставническая деятельность спортивных волонтеров. Такой наставник может привлекать детей и подростков к совместной организации и участию в спортивных мероприятиях, праздниках, акциях и конкурсах.
Да, очень часто мы видим, как хорошо выступавший и показывающий значительные результаты в своей спортивной карьере спортсмен переходит на тренерскую работу (пробует себя в тренерстве практически каждый спортсмен, достигший определенных результатов в спорте).
Почему? Это переход на новый профессиональный уровень. Возможность стать тренером предоставляет уникальную возможность для самореализации и профессионального роста спортсмена. Для многих это возможность делиться своими знаниями, опытом и навыками с другими, помогать им развиваться и достигать своих целей.
Важную роль играет гибкий график работы, возможность самостоятельно планировать свое рабочее время и адаптировать его под себя, реализация лидерских качеств и, наконец, источник дохода.
При этом часто профессиональные спортсмены сталкиваются с тем, что все спортивные достижения не являются основным и достаточным условием успешной тренерской работы. Потому что тренер — это многогранная профессия.
Тренер — это специалист в определенном виде спорта. Он руководит обучением спортсменов и подготовкой к соревнованиям. В каждом виде спорта свои особенности, поэтому тренер должен быть профессионалом своего дела. Его цель — раскрыть талант и развивать навыки своих воспитанников.
Тренер должен быть дисциплинированным, ответственным, терпеливым и настойчивым. Он должен быть честным, уметь признавать свои ошибки, быть готовым и открытым для обратной связи. И ему необходимо уметь работать с воспитанниками разного уровня подготовки.
Деятельность тренера — это, в первую очередь, педагогическая деятельность. Она предъявляет к личности тренера определенные требования, которые проявляются в коммуникативных, организационных, конструктивных, интеллектуальных и двигательных способностях.
Поэтому на первый план выходят твердый характер, устойчивость к психическому напряжению, независимость, реалистичность взглядов, высокая авторитарность, т.е. стремление управлять воспитанниками, основываясь на своем мнении, и стремление к победе в спорте, к высоким достижениям.
Родители предъявляют к тренеру множество требований, среди которых: развитие спортивных способностей детей до профессионального мастерства и достижения побед, мотивация к здоровому образу жизни, продуктивное общение, воспитание волевых качеств личности.
Для детей тренер — образец для подражания, авторитет, личность. Тренер мотивирует воспитанников на достижение высоких целей в жизни, спорте. А по достижении поставленной цели ставит новую.
Эффективность деятельности тренера зависит от уровня педагогического мастерства, которое нарабатывается с опытом. Поэтому работодатели ждут от тренера профессионального руководства тренировочным процессом, мастерства и высоких побед его воспитанников.
Чаще всего тренер работает в специализированных учебно-спортивных учреждениях (ДЮСШ, училища олимпийского резерва), физкультурно-спортивных организациях (спортклубах, секциях и пр.), в сборных командах ведомств, в добровольных спортивных обществах, в сборных национальных командах.
Многочисленные исследования показывают, что для тренеров, которые быстро воспринимают все новое, характерно стремление к творчеству — они не замыкаются на узкой программе действий. Они активно общаются с коллегами, в курсе всех событий, знают все о своем виде спорта в масштабах страны и на международной арене. Пробуют себя в роли персонального тренера, выходя на уровень индивидуальной работы с воспитанником.
Многие тренеры сотрудничают с клубами, которые имеют контракты с корпоративными клиентами. Разрабатывают программы тренировок.
Во-первых, в России тренерам присвоен статус педагога, поэтому на них распространяются обязанности, права и социальные гарантии, действующие в нашей стране для педагогических работников.
Во-вторых, имея непосредственное отношение к педагогическому процессу, тренер, помимо физического воспитания, спортивной подготовки и тренировок, должен знать основы психологии, нормативные документы, регламентирующие физкультурно-спортивную деятельность, правила и нормы пожарной безопасности и охраны труда, правила оказания первой помощи и многое другое.
Советую:
Оставьте заявку сейчас, чтобы не переживать о поступлении в 2025 году.
Закажите звонок, и специалист расскажет детали
Мы подскажем, какая программа подойдет Вам лучше всего!
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике