АНПОО Национальный социально-педагогический колледж
Рейтинг: 5
Ежедневно 9:00 - 17:00 по Москве
Звонок по России бесплатный
Заказать звонок
Заказать звонок
Оставьте свои контакты в форме ниже.
Наш специалист свяжется с вами:
  • Главная
  • Новости
  • Преподаватель НСПК Наталья Черненко рассказала о профессиональном развитии педагога

Преподаватель НСПК Наталья Черненко рассказала о профессиональном развитии педагога

Кандидат педагогических наук и один из ведущих преподавателей Национального социально-педагогического колледжа (НСПК) Черненко Наталья Михайловна рассказала, чего может достичь хороший педагог, и дала советы студентам колледжа в отношении профессионального развития.
Время прочтения займет чуть больше 12 минут.

Черненко Наталья Михайловна

Расскажите кратко о себе: ваш профессиональный стаж, образование, категории, достижения.

Мой профессиональный путь в образовании составляет 23 года. 

В 1997 году в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского была присуждена степень бакалавра по направленности 540200 Гуманитарные знания. 

В 1998 году в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского присуждена квалификация учителя русского языка и литературы по специальности «Филология». 

В 2004 году решением диссертационного совета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского была присуждена ученая степень кандидата педагогических наук. 

В 2010 году окончила докторантуру ЯГПУ им. К.Д. Ушинского по специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования без защиты. 

В 2015 году защитилась на первую квалификационную категорию как учитель русского языка и литературы, а в 2021 году подтвердила ее.

За время педагогической деятельности прошла обучение на разных курсах с целью повышения квалификации и познания новых технологий в области образования. Среди них такие программы повышения квалификации:

  • «Новые информационные технологии в образовании»;
  • «Методика преподавания русского языка и родных языков народов Российской Федерации в соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО, ФГОС СОО и требованиями ФГОС СОО к образовательным достижениям обучающихся»;
  • «Организация инклюзивного образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся» и многие другие.

Участвовала в разных психолого-педагогических и методических конференциях, вебинарах, семинарах, посвященных разным темам в образовательной деятельности, общению в коллективе как детском, так и педагогическом. На сегодняшний день опубликовано свыше 60 статей, два учебно-методических пособия.

 

Вы являетесь одним из ведущих преподавателей НСПК. Сколько лет вы уже работаете в колледже? 

В НСПК работаю с 2020 года. За это время разработано и внедрено огромное количество методических материалов, записаны видеолекции, проведены вебинары по разным курсам для подготовки и переподготовки специалистов в области педагогики.

 

Можете оценить, как за эти годы изменились программы колледжа? Что сейчас получают студенты от этих программ во время обучения? Что знают и умеют по окончании? 

Поскольку образование — развивающее направление, за время практической деятельности в НСПК изменились и программы, и формы заданий: от письменных до автоматизированных. Изменился ФГОС, соответственно, внесены и вносятся коррективы в учебные планы и типы заданий. Появились новые предметы, по которым были разработаны полные комплекты заданий (например: «Введение в специальность», «Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога», «Русский язык в профессиональной деятельности» и другие).

За время обучения студенты получают теоретические и практические знания посредством изучения разработанных материалов и рекомендованных учебных пособий. Проходят практики, в ходе которых применяют свои знания, обращаются за консультациями и спорными вопросами в практической деятельности, собирают материал для дипломных работ. 

В общем, в процессе обучения подготавливаются специалисты среднего звена, которые обладают углубленными знаниями в выбранной профессиональной сфере в области педагогики и документационного обеспечения управления и архивоведения и могут работать в соответствующих областях. После окончания колледжа выпускники могут продолжить обучение и получить высшее образование в университете. 

 

Вы сами кандидат педагогических наук и имеете первую квалификационную категорию по должности «Преподаватель». Можете на своем примере простыми словами объяснить, что это говорит о педагоге?

На мой взгляд, педагог — это специалист, профессионал в области образования, который занимается не только преподавательской деятельностью и формированием личностного и интеллектуального развития учащихся, но и планированием, организацией, проведением и анализом учебно-воспитательного процесса. 

Задача педагогической деятельности — постоянное совершенствование, обучение с целью изучения новых технологий, форм и методов в обучении и воспитании, выступления на ведущих конференциях, вебинарах, семинарах, чтобы поделиться опытом и приобрести новые знания, методики, технологии. Чем каждый год и приходится заниматься.

 

Расскажите о структуре и значении этих регалий? Как их получают? Они присваиваются только в определенном порядке? Какие требования предъявляются к кандидатам наук?

Структура регалий и уровней в образовании проста и прозрачна. Сначала педагогический колледж — это среднее профессиональное образование, далее можно поступить на 3 курс педагогического университета. 

На сегодня университет предлагает такие ступени высшего образования:

  • Бакалавриат, магистратура — два уровня высшего образования.
  • Аспирантура, докторантура — направления, которые готовят кадров высшей квалификации.

Еще необходимо понимать, что такое звание и степень.

Ученая степень — это квалификация, которая отражает уровень научно-исследовательской деятельности человека. Решение о присуждении степени принимает диссертационный совет. Соответственно, получить степень можно только после подготовки и защиты кандидатской или докторской диссертации.

Ученое звание — категория, которая отражает профессиональные достижения сотрудника в научно-педагогической работе. Ученые звания присваивает Минобрнауки: соискатель направляет туда документы, которые подтверждают, что он соответствует квалификационным требованиям.

В РФ присуждают две ученые степени: кандидат наук и доктор наук. Степени дополняются названием сферы деятельности, к которой относится научная работа соискателей, например: кандидат педагогических наук, доктор педагогических наук и пр. В полное название также входит номер и название специальности в рамках отрасли, например 13.00.00 Педагогические науки.

Ученых званий в России тоже существует две: доцент и профессор.

Наличие степени кандидата наук не делает ее обладателя автоматически доцентом (так же, как и наличие докторской — профессором).

Немного о том, как получить степень кандидата наук — первую из ученых степеней, присуждаемых в РФ.

Для того чтобы получить степень кандидата наук, необходимо иметь соответствующее образование и провести определенную работу. В соответствии с постановлением правительства РФ от 24 сентября 2013 г. № 842 года, есть четкие критерии, которым должен удовлетворять претендент на степень:

  • Иметь высшее образование, диплом специалиста или магистра.
  • Подготовить диссертацию.
  • Успешно сдать кандидатские экзамены.
  • Иметь ряд научных публикаций в рецензируемых изданиях.
  • Получить положительное заключение по диссертации от организации, где диссертация выполнялась.
  • Публично защитить диссертацию.

Все детали можно узнать в диссертационном совете университета.

 

Какое самое высокое признание для педагога? Какая степень или категория? К чему вы сами стремитесь в этом?

Самое высокое признание для педагога — это коммуникабельность, адаптивность, знания, творческий подход, умение найти общий язык с учащимися и администрацией и завоевать уважение со стороны обучающихся. Поэтому всегда нужно стремиться к самосовершенствованию, поскольку технологии не стоят на месте, нужно идти в ногу с инновациями, а это постоянное учение, научение, даже переквалификация, чтобы быть высококлассным специалистом.

Сразу после окончания педагогического учебного заведения выпускник приобретает статус «молодой специалист», который сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.

После того как молодой специалист отработает по специальности два года, он может пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества. Испытание состоит из очного этапа, где изучается практический опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии принимают коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории. В случае положительного исхода голосования приказом присваивается категория.

Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.

Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.

Если педагог чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее, чем через два года работы. 

Расскажу о своем пути.

Обучаясь в университете на четвертом курсе, мы, студенты, выбирали между магистратурой и специалитетом. Пообщавшись с научным руководителем моей дипломной работы, я приняла решение пойти в специалитет, а потом у нее же писать кандидатскую диссертацию. 

В те времена существовала такая форма обучения в аспирантуре как соискательство. Она не требовала сдачи вступительных испытаний, нужно было сдать только выпускные аспирантские экзамены и выйти на защиту. Почему именно такой путь я выбрала? Магистратура — это шаг к аспирантуре, но уровень ниже, вернее, даже не уровень, а просто ступень (степень). 

Выбор аспирантуры был обоснован тем, что первые шаги в педагогической деятельности я начала с работы не только в школе по полученной специальности, но и в университете, где требуется наличие степени, чтобы и зарплата была выше, и рейтинг университета за счет таких специалистов повышался. Было интересно пройти такой путь, чтобы получить степень кандидата наук. 

После окончания университета я начала писать статьи на разные темы из области филологии. Но научного руководителя пришлось сменить, я попала к доктору наук, профессору, которая занималась и занимается методикой. Так по сегодняшний день я занимаюсь методикой: пишу статьи, анализирую, придумываю задания, апробирую их. 

Чтобы стать кандидатом наук, нужно иметь публикации. На момент моего обучения должно быть не менее четырех статей в ведущих изданиях, рекомендованных высшей аттестационной комиссией. К моменту защиты у меня было 12 публикаций, а значит, рейтинг при голосовании за присуждение степени был выше. Сейчас я стремлюсь получить степень доктора наук, ибо у меня имеется законченная очная докторантура. 

Сегодня схема обучения в аспирантуре отличается от той, которая была 13 лет назад. Но всегда можно изучить требования и пробовать расти в научном направлении, ибо это приносит опыт и общение с интересными людьми в лице профессорско-преподавательского состава, у которых можно многому научиться, поделиться своим опытом.

 

Нужно ли стремиться начинающему педагогу к получению категорий на старте своей деятельности? Что это дает и как поможет в будущем специалисту?

Каждому начинающему специалисту обязательно нужно стремиться к получению категорий на старте своей деятельности. Это стимулируется финансово и позволяет чувствовать себя на уровне, можно сказать, наравне с опытными коллегами: ни в чем им не уступать, постоянно следить за инновациями в преподаваемой области, вносить свои идеи, развивать и продвигать их — все это позволит добиться высшей отметки в педагогической деятельности.

 

Можно ли будучи студентом получить какие-то категории или степени? На какие степени / категории может рассчитывать молодой специалист с СПО?

Будучи студентом колледжа, получить степени и категории без образования и первоначального трудового стажа невозможно, так устроена система образования. Научные степени можно получить только при наличии высшего образования, а именно специалиста или магистра.

 

Что для этого нужно делать студенту?

Если студент учится и одновременно работает, то по окончании колледжа он, имея трудовой стаж в области образования не менее года, может подать заявление на первую квалификационную категорию. Все нюансы можно узнать непосредственно по месту проживания в Департаменте образования (во многих регионах — уже Министерствах образования). 

По окончании колледжа можно поступить в педагогический вуз, чтобы продолжить образование, а значит, повысить свой статус и уровень заработной платы. Затем, если интересно заниматься наукой, можно поступить в аспирантуру.

 

Что бы вы посоветовали студентам, которые хотят развиваться в педагогической деятельности и готовы претендовать на категории и степени?

Что могу посоветовать студентам, решившим посвятить себя педагогической деятельности:

  1. Постоянно учиться, изучать новые направления, проходить разные курсы по своему профилю.
  2. Выступать на конференциях, семинарах, вести вебинары.
  3. Создать свой сайт и собирать все достижения и материалы, публикуя их у себя на страничке.
  4. Обязательно получить высшее профильное образование и стремиться к степеням и званиям.
Подберем программу среднего профессионального образования
БЕСПЛАТНО!
Ответьте всего на 4 вопроса
Получить консультацию
Оставьте свои контакты в форме ниже.
Наш специалист свяжется с вами:
Подайте заявку прямо сейчас

Мы подскажем, какая программа подойдет Вам лучше всего!

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике