Национальный
Социально-Педагогический
Колледж
Преподаватель НСПК Теремкова Наталья Валентиновна рассказала о ценности социальной работы и профессиональном развитии в этой области.
Время чтения — 10 минут.
Профессиональный стаж в области социальной работы — более 10 лет. Мой профессиональный путь всегда был связан с этой сферой. В вузе обучалась по специальности «Социальная работа».
В 2011 году завершила обучение и совмещала работу на кафедре, где преподавала дисциплины специальности «Социальная работа», с деятельностью в организации соцобслуживания.
В 2018 году перешла в орган исполнительной власти, курирующий социальное обслуживание. Продолжаю преподавать.
С 2022 года занимаюсь педагогической деятельностью в НСПК.
Сейчас работаю заместителем начальника отдела организации помощи семье и детям департамента по вопросам семьи и демографии в региональном органе исполнительной власти, полномочия которого связаны с организацией социального обслуживания в области. В мои обязанности входит:
Выбор специальности «Социальная работа» сделала сразу при поступлении в вуз. Решающими факторами для меня стали возможность помогать людям и разноплановость профессии — разные возрастные группы, психология возраста, необходимость «прокачки» компетенций в сфере коммуникации и тренировка понимания человека не через призму моих убеждений, а объективно.
Самое ценное — возможность сделать мир лучше, помочь конкретному ребенку и конкретной семье в той ситуации, когда кажется, что выхода нет.
Социальная работа — это содержание деятельности по социальному обслуживанию.
Сеть учреждений включает и организации для детей, для семей с детьми, для инвалидов, для пожилых.
Наша сфера охватывает всех граждан, которые имеют риски в социальной жизни, в вопросах успешной социализации.
Мы работаем с детьми-сиротами, с замещающими семьями, многодетными, с семьями военнослужащих.
Социальная работа — это живой организм, который оперативно реагирует на социальные вызовы. Поэтому в нашей сфере можно успешно реализоваться на базе и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, и дома-интерната, и семейного МФЦ, и центра реабилитации инвалидов и др.
Должности также представлены вариативно: специалист по работе с семьей, по социальной или реабилитационной работе, социальный работник, ассистент и т.д.
Должность социального работника предполагает выполнение простых процедур, то есть непосредственное оказание социальных услуг. Из классики: покупка продуктов, приготовление пищи, оплата коммунальных услуг.
Специалист по социальной работе выступает менеджером или куратором случая, который проводит диагностику, формулирует проблемную ситуацию и подбирает решения. А затем отслеживает результаты. По аналогии с терапевтом. Не случайно исторически первая книга Мэри Ричмонд по социальной работе называлась «Социальные диагнозы».
Напомню, что Мэри Ричмонд — родоначальник теоретической социальной работы. Ее теория родилась из практики. Мэри Ричмонд занималась адаптацией мигрантов в США в начале XX века.
Все профессиональные требования указаны в профессиональных стандартах. Основные:
Из современного и популярного, что действительно является важным, — эмоциональный интеллект.
Для специалиста социальной работы (это собирательный образ всех работников социальных служб) очень важны именно личностные качества, которые проявляются в гуманизме, принятии, высокой нравственности, в порядочности, вере в человека и его способности, чувстве долга.
Наша сфера подойдет людям, готовым помогать другим, каждый день погружаться в чужие проблемы без осуждения и оценок, искать ресурсы для преодоления ситуации.
Это люди решительные, инициативные, готовые вдохновлять и наставлять граждан, которые запутались в перипетиях своей жизненной истории.
Преимущество в том, что можно увидеть результат: от твоих действий меняется жизнь человека. Но главное — этот человек является «нашим соседом», его дети могут играть с нашими детьми и так далее.
Чем больше мы преодолеем неблагополучия, тем лучше сделаем город, в котором живем.
Главный минус — это большая эмоциональная нагрузка. Мы часто работаем с горем: потери близких, обездоленные дети, несчастные женщины, одинокие старики, требующие помощи инвалиды, пьющие родители — и это все люди. И мы люди. Поэтому у нас вольно и невольно рождается какое-то «оценочное отношение» к ним.
А для профессиональной помощи мы всегда должны быть объективными и держать эмоциональность на таком уровне, чтобы это, с одной стороны, не мешало принимать правильные решения, а с другой — помогло самим не «сгореть». Ведь мы все чьи-то дети, супруги, родители и т.д. И дома мы тоже нужны.
Социальная работа востребована сейчас и потребность будет всегда. Она отвечает социальным вызовам: пандемиями, вооруженным конфликтам, различным ЧП. Всегда есть и будут люди, которым нужна помощь.
Думаю, главное, чтобы были хорошие преподаватели и желание учиться. Тем более что сегодня можно получать образование независимо от места жительства и загруженности благодаря дистанционному формату.
Дистант в колледже — это оптимальная модель обучения современного общества, человек работает и учится на дому. Она позволяет сочетать несколько социальных ролей: специалист, студент, муж/жена, мама/папа. Главное преимущество — гибкость, возможность трансформации под рабочий/жизненный цикл обучающего.
Обучение в вузе после колледжа — эта ступень обязательна для тех, кто не боится нести ответственность, способен эффективно управлять коллективом и готов отдавать себя деятельности больше, чем рядовой исполнитель. Высшее образование нужно тем, кто точно уверен, что знает, как нужно оптимизировать управление в системе социального обслуживания.
Еще в поиске места для практики студент может ознакомиться с сетью учреждений социального обслуживания. Записаться туда на практику, проявить себя. Каждый руководитель заинтересован в молодых кадрах.
На сайте регионального органа исполнительной власти можно ознакомиться с сетью учреждений, мониторить вакансии, участвовать в работе учреждения в качестве волонтера или стажера. И все получится.
Здесь важна региональная специфика. Как правило, наличие высшего образования обеспечивает возможность претендовать на должность специалиста по социальной работе, потом заведующего отделением и заместителя руководителя и директора.
После колледжа можно претендовать на должность специалиста по социальной работе, однако для должности заведующего требуется высшее образование.
Это также относится к региональной специфике.
Начинающий специалист может рассчитывать на заработную плату в районе 25-27 тысяч рублей. После года работы может быть аттестован на соответствие занимаемой должности, и его оклад будет повышен.
Заработная плата социального работника и специалиста по соцработе складывается из оклада, премии и повышающего коэффициента. Во внутренних документах каждой организации социального обслуживания имеется «Положение об оплате труда», в котором прописаны критерии, по которым сотрудник может получать больше. Как правило, к ним относятся:
Очень много возможностей. Можно продолжать развиваться на базах государственных и негосударственных образовательных организаций и учреждений социального обслуживания с лицензией.
Чтобы стать «суперспециалистом», необходимо выбирать направления повышения квалификации, связанные с развитием эмоционального интеллекта, эффективным планированием, профилактикой синдрома эмоционального выгорания и эффективными практиками в сфере социального обслуживания (методы и технологии соцработы).
Учитесь, интересуйтесь, будьте любознательными и расширяйте кругозор.
Социальная работа — это мультизнания. Мы должны знать, как устроены органы государственной и муниципальной власти, кто и чем занимается, у кого какие полномочия и к кому мы можем обращаться за помощью.
Займите свое место в колледже на следующий год
Закажите звонок, и специалист расскажет детали
Мы подскажем, какая программа подойдет Вам лучше всего!
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике